Его вклад нам ещё предстоит оценить
фото: архив Натальи Соловьёвой
Памяти товарища |Трудно поверить, что больше не раздастся телефонный звонок, и Геннадий Астахов, тепло и радостно, так, как умел это делать только он, раскатистым бархатным баритоном не поприветствует тебя. В каждой ноте – неподдельное внимание, уважение и любовь. И это чувствовал каждый, кто имел счастье общаться с ним.
Геннадий Астахов ушёл из жизни 13 февраля. Он всю жизнь шёл непроторенным путём, раздвигая границы журналистики. Практически каждый его очерк или репортаж плавно перетекал на страницы книг. Он писал увлекательно и доступно, тонко чувствуя слово. В его копилке интервью с легендарным лётчиком Алексеем Маресьевым, поездка в Пхеньян на 80-летие главы северокорейского государства Ким Ир Сена.
Военная тема была особенно близка Геннадию Фёдоровичу. Очерки о фронтовиках вошли в трёхтомник «Амурцы-герои». К 75-летию Великой Победы в память о подвиге советских воинов он выпустил новую книгу «Поклонимся и мёртвым, и живым».
Путь в профессию, как вспоминал Геннадий Астахов, был предопределён судьбой.
– Меня постоянно спрашивают, как я, педагог-историк по образованию, оказался в журналистике? Ответ: в раннем детстве. Мне было лет пять, когда из армии вернулся последний фронтовик из нашей семьи – мамин брат, младший сержант Данила Мигунов. Он геройски воевал с самураями на Дальнем Востоке, был награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией». В его нехитром армейском скарбе оказалась толстая общая тетрадь заграничного производства, – рассказывал журналист. – На добротной бумаге фотографий было немного, но страницы были украшены написанными каллиграфическим почерком текстами фронтовых стихов и песен. Перелистывая их, я постепенно научился читать. А в сердце упорно засела мысль – мне хотелось поездить по миру, посмотреть, какие люди там живут.
В старших классах Геннадий Астахов понял, что это можно сделать, став журналистом. Поэтому, окончив десять классов, он поступил в пединститут. На факультеты журналистики тогда принимали при обязательном наличии двухлетнего производственного стажа. И буквально с первых дней в альма-матер он начал писать в вузовской «многотиражке», в областных газетах «Амурская правда» и «Амурский комсомолец».
С тех пор он никогда не останавливался, придерживаясь правила «ни дня без строчки». Между тем его вклад в историю становления БАМа, в культуру, в сохранение памяти прошлого нам ещё только предстоит оценить.
На фото: 20 лет Геннадий Астахов (слева) рассказывал о жизни железнодорожников на страницах отраслевых изданий
Наталья Кузьмина