БАМ – ЛУЧШАЯ ДОРОГА ЕГО ЖИЗНИ
фото: Пресс-служба Минтранса России
НАЦПРОЕКТСТРОЙ)ВЛАДИМИРА СЛИВЫ ДЕСЯТКИ ОБЪЕКТОВ, МИЛЛИОНЫ КУБОМЕТРОВ ГРУНТА, СОТНИ КИЛОМЕТРОВ ПОСТРОЕННЫХ ДОРОГ. ПРИЕХАВ НА БАМ ЛЕТОМ 1975 ГОДА, ОН С НИМ НЕ РАССТАЁТСЯ: НЕ ОТПУСКАЮТ ТАЁЖНЫЕ КРАСОТЫ, ДРУЗЬЯ МОЛОДОСТИ И ЛЮБИМАЯ РАБОТА. ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК МК-7 ПРОДОЛЖАЕТ СТРОИТЬ ЛУЧШУЮ ДОРОГУ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
Как только Владимир Слива ступил на землю стройки века, так сразу включился в разработку крупнейшей выемки объёмом 600 тысяч кубометров грунта напротив посёлка механизированной колонны-147 (МК-147) в Тынде. Тогда начиналось строительство западного участка Байкало-Амурской магистрали, и механизаторы начали отсыпать земполотно вдоль реки Геткан. Так, километр за километром, Владимир Иванович вместе со своей мехколонной шёл к «золотому» звену.
– Мы приехали с друзьями в Тынду сразу после службы в армии. Решили посмотреть, что это за стройка. Тогда же БАМ гремел повсюду, поэтому было интересно увидеть масштабы, а разворот работ тогда впечатлял, – вспоминает ветеран Владимир Слива. – У каждой мехколонны был свой участок. Сначала строили притрассовый автомобильный проезд, а потом уже отсыпали земляное полотно под железную дорогу. Шли по зимникам, болотам, вдоль рек, через перевалы. Дойдём до места будущей станции или разъезда, делаем временный посёлок, обживаем его и дальше покоряем непроходимую тайгу.
Одним из самых сложных объектов для МК-147 был участок «Усколь». Он расположен у подножия Кодарского хребта, практически на границе Амурской области, Забайкальского края и Якутии. Здесь железная дорога проходит вдоль горной реки Хани. Насыпь строили в прижимах к скале. Путеукладчик «поджимал» сзади, и механизаторам приходилось совершать подвиги: в месяц перерабатывать миллионы кубометров грунта.
– Первое время у нас работали тросовые экскаваторы, самосвалы «КрАЗ», «МАЗ», а потом уже начала поступать японская и немецкая техника. Конечно, машины сыграли свою роль, но за подвигами стояли люди. Байкало-Амурскую магистраль построили только благодаря самоотверженности строителей, – делится эмоциями ветеран. – Я уже 50 лет работаю в транспортном строительстве и могу смело сказать: таких людей, как на БАМе, больше мне не встречалось.
Спустя почти 50 лет Владимир Слива снова идёт по своим «следам». «Бамстроймеханизация» строит вторые пути на перегонах линии Тында – Хани, а Владимир Иванович обеспечивает бесперебойную работу техники в должности главного механика МК-7.
– Сейчас, с одной стороны, вроде бы и проще: есть посёлки, построены автомобильные проезды. А с другой – работаем рядом с действующей железной дорогой. Это колоссальная ответственность за безопасность движения поездов, – объясняет Владимир Слива. – Остались прежними морозы, скальный грунт, горные ручьи. Поэтому машины надо утеплить, обеспечить их подогрев в зимнее время, резину вовремя заменить, создать резерв запчастей на отдалённых участках.
В День России за большой вклад в развитие Байкало-Амурской магистрали министр транспорта России Роман Старовойт вручил ветерану «Бамстроймеханизации» Владимиру Сливе медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
– Спасибо государству за особое внимание к Байкало-Амурской магистрали. После безденежья 90-х годов сегодня транспортные строители почувствовали свою востребованность. Если раньше нам не хватало работы, то сейчас, наоборот, объектов много, нужны только рабочие руки, – говорит Владимир Слива. – «Бамстроймеханизация» всегда отличалась своими масштабными проектами, и я уверен, что впереди нас ждут новые дороги. Мы умеем работать, главное, не останавливать набранный темп.
Справка
Группа компаний «Нацпроектстрой» – крупнейший российский строительный холдинг полного цикла. Объединяет ведущие предприятия и организации, специализирующиеся на развитии автодорожной, железнодорожной, портовой и энергетической инфраструктуры.
На фото: Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени из рук министра транспорта РФ Романа Старовойта (слева) займёт почётное место в копилке наград Владимира Сливы
Светлана Назарчук