Согласованы предложения по развитию БАМа и Транссиба
фото: Михаил Хохряков / ВСЖД
В минувший понедельник первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов провёл заседание рабочей группы по определению параметров III этапа развития Восточного полигона. В рамках встречи участники одобрили согласованные предложения холдинга «РЖД» и грузоотправителей по дополнительным мероприятиям развития БАМа и Транссиба.
В ходе заседания рассмотрены предложения грузоотправителей по оптимизации технологических и организационных решений, а также предложения по первоочередным мероприятиям реализации инвестпроекта. Сама встреча прошла с участием представителей компании и грузоотправителей.
Как рассказали «Гудку» в ОАО «РЖД», на совещании были рассмотрены различные предложения по актуальным вопросам и проводимым мероприятиям. Сделана их тщательная оценка с определением эффектов от развития каждого отдельного участка. В расчёт взяты интересы всех грузоотправителей.
В итоге участники совещания единогласно одобрили предложения грузоотправителей и ОАО «РЖД» по дополнительным мероприятиям развития БАМа и Транссиба.
Добавили объектов и провозной способности
За основу выбран наиболее оптимальный вариант, предложенный холдингом, отметили в ОАО «РЖД». Он включает строительство на БАМе сплошных вторых путей, дублёров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур, которые обозначены в поручении президента.
Напомним, что в начале декабря заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров представил в Совфеде параметры III этапа модернизации Восточного полигона. Согласно подсчётам, необходимо построить 316 объектов инфраструктуры, в том числе 2,1 тыс. км вторых путей (в основном на БАМе), а также реконструировать 50 станций. Это позволит обеспечить провозные возможности БАМа и Транссиба в 255 млн тонн к 2032 году.
Теперь же с учётом предложений грузоотправителей пропускная способность Восточного полигона по результатам III этапа развития должна увеличиться ещё на 15 млн тонн и достигнуть не менее 270 млн тонн грузов.
При этом все предложенные мероприятия позволят удовлетворить потребности отправителей в увеличении движения грузов в адрес портов Приморья и Хабаровского края и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу России.
Ожидаемые эффекты
«Грузоотправители, скорее всего, предлагали сместить акцент с развития инфраструктуры БАМа на Транссиб или же внести в список объектов модернизации дополнительные объекты. Например, развитие участка Шкотово – Смоляниново на подходах к восточным портам», – предполагает президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Внимание к развитию и БАМа, и Транссиба выглядит более целесообразным и способно дать мультипликативный эффект.
По словам Андрея Белоусова, реализация предложений грузоотправителей позволит резко снизить – практически в два раза – инвестиционные затраты при создании дополнительной провозной мощности. Этого удастся добиться за счёт привлечения внебюджетных источников финансирования проектов. Суть прошедшего заседания – определить источники финансирования новых объектов строительства в рамках III этапа развития Восточного полигона и его формат, подтверждает Павел Иванкин.
По итогам обсуждения ОАО «РЖД» и членам рабочей группы поручено оперативно сформировать актуализированный перечень участков проекта с учётом предложений потребителей услуг холдинга «РЖД». Совместно с Главгосэкспертизой определить параметры стоимости таких участков, сроки и механизм реализации обновлённых мероприятий, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.
«В отличие от первых этапов (развития Восточного полигона. – Ред.) средства ФНБ не будут привлекаться. Будут задействованы средства ОАО «РЖД», при этом сам холдинг заинтересован, чтобы в реализации проектов III этапа грузоотправители активно участвовали в финансировании», – говорит эксперт. Напомним, II этап модернизации Восточного полигона оценивается в 1,1 трлн руб., а III этап – в 2 трлн руб.
Сергей Волков