Эксплуатационники БАМа
В 1984 году после укладки «золотого звена» основной участок Байкало-Амурской магистрали был готов к работе. Но многие отрезки железной дороги были готовы и сданы во временную и даже постоянную эксплуатацию еще в 70-е годы, как, например, участок БАМ-Тында (ноябрь 1976 года — 1977). И уже на этом этапе строительства на БАМе требовались специалисты-эксплуатационники, которым предстояло осваивать магистраль – водить первые поезда, контролировать их движение, организовывать работу станций и др.
Летом 1979 года началось формирование Первого Всесоюзного ударного комсомольского отряда молодых железнодорожников для эксплуатации линии Тында – Беркакит. К 15 сентября отряд, численностью 550 человек, прибывших из всех союзных республик, был сформирован. В нём было 160 женщин и 390 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Во время торжественного прощания на Ярославском вокзале в Москве три Героя Социалистического Труда — представитель стахановского движения на транспорте Петр Кривонос, машинист Елена Чухнюк и строитель линии Абакан-Тайшет и БАМа Геннадий Галуцкий, торжественно вручили отряду комсомольское Красное знамя. В Тынду поезд со специалистами приехал 5 ноября 1979 года. Им предстояло одним из первых в полной мере испытывать новый железнодорожный путь. Всего в период с 1979 по 1985 годы на магистраль прибыли 5 отрядов железнодорожников. 2500 молодых специалистов работали на эксплуатации БАМа во всех трех отделениях: Северобайкальском, Тындинском и Ургальском. Под лозунгом «Я – хозяин магистрали» эксплуатационники выполняли планы досрочно, вносили предложения по повышению эффективности вождения поездов, совершенствовали тепловозы, меняли рельсы, тем самым увеличивая объем грузоперевозок на БАМе. Когда молодые специалисты только начинали работать на магистрали, в Нерюнгри грузили 30 вагонов угля в сутки и 40–50 вагонов – в Чегдомыне, а к 1985 году показатели увеличились до 500 вагонов.
Эксплуатационники наравне с изыскателями и строителями испытали все тяготы первопроходцев. Рельсы, проложенные через мерзлоту, нередко покрывались наледью, а земляное полотно железной дороги могло проседать. На БАМе железнодорожников встречала и дикая природа. Так, однажды на Якутском разъезде дежурная сообщила машинисту: “Не могу выйти и встретить поезд — на перроне медведь!
Так о своей работе на БАМе вспоминает член первого отряда молодых железнодорожников Петр Кирасиров: «В конце декабря 1981 года начальник дистанции пути Гоман Е.С. предложил мне должность мастера мастерских по эксплуатации моторельсового и автомобильного транспорта. Приехал в Беркакит. Приходилось работать день и ночь: ремонтировать технику, обслуживать и охранять здание, искать специалистов в механический цех. Эксплуатационникам выделили квартиры в постоянном поселке. Так я получил однокомнатную квартиру».
В 1984 году в помощь железнодорожникам была создана целая партия электровозов, спроектированных специально для эксплуатации на БАМе в суровых географических и климатических условиях. Самым известным из них стал ВЛ-84, открывший 20 января 1984 года движение сквозь Байкальский хребет, проведя грузовой поезд. Осенью этого же года открылось сквозное движение поездов по всей магистрали. В столице БАМа Тынде встретились два поезда, вышедшие из Усть-Кута и Комсомольска-на-Амуре. Один из них привел комиссар Первого отряда молодых железнодорожников Алексей Сорокин. После этого эксплуатационники окончательно переняли эстафету бамовского строительства. Теперь они должны были формировать коллектив специалистов, готовых работать в условиях Крайнего Севера, приводя в движение Байкало-Амурскую магистраль. Труд их продолжается по сей день.