О ТЕХ, КТО СТРОИЛ МЕЧТУ, ГОРОДА И СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ

22:34
-
О ТЕХ, КТО СТРОИЛ МЕЧТУ, ГОРОДА И СТАЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ

фото: Бронислав Сурин/ИД «Гудок»

ВПЕЧАТЛЕНИЯ | ПОНИМАНИЕ РАЗМАХА ТРУДОВОГО ПОДВИГА ПРИХОДИТ, КАК ТОЛЬКО СТУПАЕШЬ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ. БУКВАЛЬНО ВСЁ ЗДЕСЬ РАССКАЖЕТ О ТОМ, ЧТО ЛЮДЯМ, ОБЪЕДИНЁННЫМ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ, НЕ СТРАШНЫ НИКАКИЕ ТРУДНОСТИ.

По маршруту Нерюнгри – Тында

Знакомство с историей великой стройки началось с нового аэровокзального комплекса Нерюнгри, открывшегося в прошлом году неподалёку от якутского посёлка Чульман. Куда ни брось взгляд – бесконечные сопки и оглушающая тишина, наступившая вместе с остановкой турбин спецборта, на котором кроме журналистов прилетели почётные гости – ветераны БАМа. Тишину на время нарушил шум лопастей одинокого вертолёта, взлетевшего с аэродрома и «упорхнувшего» в зелёную даль с примесью синей дымки. «У нас пожароопасный сезон, леса горят», – мрачновато отвечает на немой вопрос один из работников аэродрома.

Автобусы следуют на железнодорожный вокзал Нерюнгри, где нас уже ожидает поезд № 4 «БАМ 1974–2024». В уютном зале ожидания вместе с коллегами фотографируюсь у киоска «Гудка». Рассматриваем барельеф на тему якутского фольклора, расположившийся у спуска на перрон. Конечно же, основная тема композиции – якутский оленевод со своими рогатыми питомцами.

За полночь наш спецпоезд трогается. Место назначения – легендарная столица БАМа Тында.

На рассвете просыпаюсь от того, что кто-то будто шепчет: «Выйди из купе. Посмотри в окно».

Выхожу в коридор вагона. Смотрю, прильнув к стеклу. Оторваться трудно. Пейзаж меняется практически каждую минуту. Вот проезжаем мелкую речушку. Вдруг после зелёной холмистой стены, расположившейся вдоль дороги, открывается вид на тундру с одинокими тонкоствольными деревцами и небольшими болотцами в солнечных бликах. Внезапно картина сменяется каменистой местностью, где ведут работу горнодобытчики. Поражает огромная каменная сопка, на которой вырублены площадки для установки опор линии электропередачи. И снова в голове вопрос: «Сколько же труда вложено в такую неимоверно сложную работу?»

«Люди и Тяга – сила БАМа» – встречает нас лозунгом Тында утром 7 июля. «Здравствуй, бамовская столица! Мы добрались».

Атмосфера труда

Каждый поезд на перроне бамовской столицы встречают весёлые нарядные волонтёры. И первой достопримечательностью, которую с интересом рассматривают гости Тынды, конечно же, становится вокзал необычной футуристической формы.

Путь от него на другой берег города идёт по технологическому мосту с трубами теплофикации, между которых располагается пешеходная дорожка. Перейдя реку Тынду, довольно быстро попадаешь на главную улицу города – Красную Пресню. Сразу погружаешься в атмосферу, где всегда на первом месте человек труда, способный решать серьёзные производственные задачи в любых условиях. Об этом говорят и дома, на торцах которых разместились огромные муралы с изображением первопроходцев-строителей.

Поздравляют с 50-летием БАМа не только заинтересованные в клиентах работники общепита и сувенирных палаток, но и случайные прохожие. В большинстве это люди солидного возраста, имеющие непосредственное отношение к строительству грандиозной магистрали.

Вновь слышу «С праздником!». Поздравляя в ответ, останавливаюсь рядом с пожилым мужчиной. Присматриваясь к наградам на его пиджаке, вежливо и наивно интересуюсь: «Вы тоже строитель БАМа?» «А как же? – говорит ветеран. – Я живу здесь 50 лет. При­ехал из Забайкалья в 1975 году. Был начальником автоколонны «Тындатрансстрой». Вот сейчас спешу на встречу с друзьями из Благовещенска, с которыми вместе строили магистраль».

Владимир Богданов, как и многие бамовцы, с первых лет влюбился в этот суровый край, здесь и встретил свою вторую половину. Сейчас воспитывает внуков и считает себя счастливым человеком.

Памятник эпохи

Памятник потрясающий (на фото автор возле мемориала). Создатели монумента изобразили тяжёлый участок магистрали – Дуссе-­Алиньский тоннель, ленту станций от Байкала до Амура. В композиции запечатлены работа военных железнодорожников, укладка путей, техника, вертолёт, высаживающий в тайге первый десант и доставляющий грузы. Молодые строители – и, конечно, сцена, овеянная романтикой, когда на стройку прибывает комсомольская молодёжь с гитарами.

Позже своим впечатлением от монумента поделился знаменитый футболист Динияр Билялетдинов: «Мемориал с поразительной детализацией. Сделан очень органично».

К слову, «Локомотив» провёл в эти дни на арене «БАМ» мастер-классы для детей по футболу, баскетболу и волейболу. «Тынду посетил впервые. Понимал, что далеко, но сделал это с удовольствием, – заметил Динияр. – У меня дед почётный железнодорожник. Во время праздника чувствовал, как питает энергия этих потрясающих людей, ветеранов. Понимаешь, что все те, кто строил БАМ, – настоящие герои».

Запомнилось, как почётный работник транспорта России, бывший заместитель командира первого железнодорожного корпуса, строящего БАМ, полковник Борис Недорчук, окружённый толпой журналистов и гостей, зачитывал отрывки из своей книги. Когда настал удобный момент, попросил Бориса Лаврентьевича поделиться впечатлением от празднования юбилея. «От праздничных мероприятий гигантское впечатление. А как по-другому, – сказал он. – Ведь БАМ – это преж­де всего эпоха строек, технических решений и, конечно, людей, о трудовом подвиге которых мы всегда должны помнить».

Сергей Васюкович

gudok.ru/newspaper/?ID=1674367&archive=2024.07.16

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!