РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БАМА
ПЕРВЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОЕЗД ПРОШЁЛ ПО ВТОРОМУ ГЛАВНОМУ ПУТИ ПЕРЕГОНА ТАКОВКА – НЕБЕЛЬ НА БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ 3 АПРЕЛЯ. НЕЗАДОЛГО ДО СДАЧИ ОБЪЕКТА ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ БЕЗ МАЛОГО 15 КМ КОРРЕСПОНДЕНТ «ГУДКА» ПОБЫВАЛ В КАЗАЧИНСКО-ЛЕНСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УВИДЕЛ ФИНАЛЬНЫЙ ЭТАП МАСШТАБНЫХ РАБОТ.
Путь от бамовского посёлка Магистральный до места назначения на перегоне Таковка – Небель «УАЗ»-«буханка» преодолевает часа за полтора. Слежавшийся на трассе снег подтаял на весеннем солнце, но местами шины всё же скользят на «зимнем асфальте». Тепло, не обычное для этого времени года на севере Иркутской области – целых плюс 10 градусов на рельсе, – почти не затронуло метровые сугробы по обочинам дороги. Впрочем, оно уже благоприятствует укладке рельсовых плетей.
«На этом участке уложили полтора десятка плетей, осталось ещё четыре», – рассказывает заместитель начальника Северобайкальской дистанции пути Денис Байдин.
Подготовительные работы, включающие обустройство земляного полотна, стартовали здесь в 2022 году. В октябре 2023 года на перегоне начали укладывать рельсошпальную решётку. Путь строили в сложных условиях: осенью часть сотрудников Северобайкальской дистанции пути была задействована на ликвидации последствий размыва БАМа в районе Холодной, а в декабрьские и январские морозы за минус 40 градусов не могла работать техника. Плюс снегопады. «Приходилось загонять на перегон дополнительные машины, чтобы убрать снег и возобновить укладку решётки», – отмечает дорожный мастер Владимир Ещенко из укрупнённой бригады № 1, базирующейся на станции Киренга.
В марте укладку рельсовых плетей вели уже полным ходом. В день командировки корреспондента «Гудка» на полигон плети нагревали до нужной температуры, чтобы заменить ими инвентарные рельсы. Согласно инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, в целом для Восточно-Сибирской дороги этот параметр составляет +30–40 градусов.
Пока Денис Байдин объясняет нюансы путейского ремесла, бригада путевой машинной станции № 45 прокатывает по путям съёмный портальный кран, предназначенный для смены рельсов. Следуя за ним на некотором отдалении, маневровый тепловоз со скоростью неторопливого пешехода толкает платформу с прибором Зубова – горелками, которые прогревают рельсовые плети. Характерные щелчки, которые издают 800-метровые плети, расширяясь при нагревании, эхом отражаются от стены таёжных сосен, окружающих стальную магистраль и идущую параллельно автодорогу.
Тем временем на разъезде Нарьянга демонтируют стрелочные переводы. Эту станцию продольного типа между Таковкой и Небелем ввели в эксплуатацию под конец 2020 года как временное решение, чтобы встречные поезда могли разойтись на однопутном перегоне. На протяжении 4 км установили восемь стрелок: четыре на центральной горловине, по две – на восточной и западной.
С появлением сплошного второго пути всё это становится ненужным. Демонтаж двух последних стрелок означает финал короткой истории разъезда Нарьянга, внёсшего свой вклад в продвижение растущего грузопотока по БАМу.
О ближайшем будущем – движении поездов по двум путям – напоминает укладочный поезд, который мы замечаем на обратной дороге недалеко от Небеля. Мощный трёхсекционный электровоз, который ведёт состав из крана, механизированных платформ и вагонов-вертушек, расходится со встречным грузовым поездом.
Поскольку второй путь строят здесь с нуля, технологические «окна» не сопряжены с перерывом в движении, так что их длительность не ограничена. Работа по такому графику даёт хороший эффект: в конце марта на перегоне приступили к переключению устройств централизации, сигнализации и блокировки, а в минувшую среду по второму пути от Таковки до Небеля прошёл первый поезд, пусть и с ограничениями по весу и максимальной скорости.
Следующий шаг – ввод нового пути во временную эксплуатацию, во время которой будут устранять замечания приёмочной комиссии и оформлять необходимую документацию.
«Практика показывает, что до запуска двухпутной вставки на полную мощность проходит месяца два: сначала обкатка и наработка тоннажа, затем по уложенным плетям ещё раз пройдёт комплекс выправочно-подбивочно-отделочных машин», – объясняет Денис Байдин.
Благодаря второму пути провозная способность перегона Таковка – Небель вырастет к 2025 году до 49,6 млн тонн. В перспективе интенсивность движения на этом участке БАМа достигнет 36 пар грузовых и 7 пар пассажирских поездов в сутки.
В ближайшие месяцы запланировано открытие движения поездов по 14 новым путям на участке от Лены-Восточной до Таксимо. В их числе вторые главные пути на трёх перегонах, двухпутные вставки ещё на пяти, четыре разъезда (один, на участке Дзелинда – Кирон, уже введён в строй).
Егор Щербаков, корреспондент газеты «Восточно-Сибирский путь», Иркутск