Многонациональный народ таёжной магистрали

09:54
-
Многонациональный народ таёжной магистрали

Байкало-Амурскую магистраль прокладывала вся страна, поэтому развал Советского Союза болью отозвался в сердцах людей, приехавших на стройку века из всех республик СССР. Недавно они были единым советским народом, их объединяло ещё одно ёмкое слово – «бамовец». В 1990-е многие вернулись в родные места, но многие и остались, пустив корни на сибирской земле.






Комсомольская экспансия

9 января 1974 года на штурм бескрайней тайги в районе будущей станции Лена-Восточная вышли первые транспортные строители из строительно-монтажного поезда № 266 управления «Ангарстрой». Десант из 18 человек, четырёх бульдозеров, трактора, самосвала «ЗИЛ-130» и двух вагончиков за 32 дня пробил зимний пролаз длиной 50 км и вышел к студёной реке Таюра. А 2 мая на её берегу, где появится посёлок Звёздный, высадился Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ.

Ещё через месяц страна заговорила о втором плацдарме бамовских строителей – на берегу реки Окукихта. С участием бойцов ударного отряда «Иркутский комсомолец» здесь был заложен посёлок Магистральный. А потом как грибы после дождя на бамовской карте стали появляться названия всё новых и новых населённых пунктов: Ния, Улькан, Кунерма, Северобайкальск, Кичера, Новый Уоян…

В 1974 году в ЦК ВЛКСМ поступило более 165 тыс. заявлений с просьбой направить на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Десятки тысяч строителей отправились осваивать новую целину, на этот раз – «зелёную».


Нечего делить

Советские республики, многие города, края и области СССР взяли шефство над отдельными участками БАМа, направляя туда комсомольские отряды и строительные организации. Вокзалы, котельные, посёлки железнодорожников в капитальном исполнении – за ними стоит труд архитекторов, проектировщиков, строителей со всей большой страны.

Отряды высаживались в глухой тайге с техникой, проектами и стройматериалами. Как и транспортным строителям трестов «ЛенаБАМстрой», «ЗапБАМстроймеханизация», «Мостострой-9», «Нижнеангарсктрансстрой» и других, им приходилось начинать с нуля. И сегодня, проезжая в комфортабельных поездах по Байкало-Амурской магистрали, пассажиры обращают внимание на архитектуру и национальный колорит домов и вокзалов, построенных представителями Грузии, Азербайджана, Латвии, Литвы, Узбекистана, Казахстана, Москвы и Ленинграда.

В мае 1978 года на место будущей станции Кичера прибыл сводный отряд имени ХVIII съезда ВЛКСМ. Командир отряда Вячеслав Аксёнов четырьмя годами ранее приехал в Звёздный со съезда комсомола в составе предыдущего ударного отряда. Начинал бригадиром лесорубов, потом перешёл в бригаду Героя Соцтруда Виктора Лакомова монтёром пути и одновременно комсоргом. И вот новый этап трудового пути.
«Приехали из Москвы на поезде в Улан-Удэ, оттуда самолётами до Нижнеангарска, дальше – на вахтовых машинах. Нас было 297 бойцов из семи отрядов, представлявших комсомол Латвии и Литвы, Белоруссии, Молдавии, Кабардино-Балкарии, Ленинграда и Краснодара», – вспоминает Герой Социалистического Труда Вячеслав Аксёнов.

В составе строительно-монтажного поезда № 608 треста «Нижнеангарсктрансстрой» бойцы отряда возводили промбазу, котельную, прорубили более 100 км просек под основную магистраль и линию электропередачи, уложили 100 км железнодорожного полотна, строили искусственные сооружения. Коллектив треста «Таллинстрой» из Эстонии построил вокзал станции Кичера и постоянный посёлок железнодорожников. 28 декабря 1980 года сюда прибыл первый рабочий поезд.

«Как уживались таким многонациональным коллективом?» – интересуюсь у знатного бригадира.

«А что и кого нам было делить? Это в отряде имени XVII съезда комсомола девчат не хватало, у нас их было уже больше, – смеётся командир. – И место на севере Бурятии было более-менее обжитое, не как на севере Иркутской области. Ведь БАМ строили уже четыре года».

С особой теплотой Вячеслав Аксёнов вспоминает тех своих бойцов, кто остался на БАМе и долгие годы проработал на железной дороге. Среди них – Витаутас Стрейкус и Вера Стрейкене, Николай Буруянэ, Иван и Лидия Чобану, Владимир и Дина Левкович, Виктор Кирсанов, Татьяна Прис. Всего сейчас в Кичере живут 14 ветеранов.

Ну а уехавшие имели на то свои уважительные причины. Кто-то не смог найти в Северобайкальске другую работу, кому-то надо было вернуться на родину, кто-то решил встретить старость в более тёплых краях. Но почти все они с удовольствием вспоминают молодые годы, отданные работе на БАМе, шлют весточки, интересуются делами, приезжают в гости.


Просто бамовцы

Соседнюю с Кичерой станцию Ангоя, как и иркутскую станцию Улькан, строили посланцы солнечного Азербайджана. «После Улькана могли со спокойной совестью ехать домой, – рассказывал мне бывший начальник строительно-монтажного управления «Азбамстрой», а позднее один из руководителей Северобайкальской дистанции гражданских сооружений Истрафил Гаджиев. – Но поехали за Байкал строить оказавшуюся почему-то бесхозной Ангою. Когда в 1984 году на БАМ прилетал Гейдар Алиев, в те годы – первый заместитель председателя Совета министров СССР, я как руководитель СМУ ему так и сказал: «Хотим Ангою!»

ЦК Компартии и правительство Азербайджанской ССР одобрили инициативу своих посланцев. Не последнюю роль сыграло мнение Гейдара Алиева, который высоко оценил результаты работы соотечественников на Байкало-Амурской магистрали. На месте будущей станции Ангоя к тому времени только вырубили лес. В сентябре 1984 года первые десанты из Улькана начали возводить сборно-щитовые дома, небольшую котельную и теплотрассу.

С развалом СССР о завершении работ на БАМе под флагом Азербайджана не могло быть и речи, но азербайджанцы Ангою не покинули. Коллектив Гаджиева перешёл в Северобайкальское отделение дороги – новым структурным подразделением дистанции гражданских сооружений. В 1995 году работы в целом были завершены, участок ликвидировали, но добрая память осталась. Азербайджанские проектировщики и строители подарили БАМу два прекрасных по архитектуре и благоустройству посёлка, вокзальные комплексы. Десятки семей из Азербайджана по-прежнему живут в Улькане и Ангое. Это Мамедовы, Сафаровы, Нуриевы, Кадыровы, Сахратовы, Гаджиевы, Джафаровы…

18 июля 2008 года на станции Ангоя торжественно открыли мемориальную доску в честь Гейдара Алиева (в постсоветское время – президент Азербайджана). Вокзалу Ангои присвоили его имя. Так отмечен его вклад в укрепление межнациональной дружбы, наглядным примером которой является строительство БАМа.

На одной из фотографий в музее Северобайкальского региона ВСЖД внимание привлёк молодой чернявый хлопец с лентой через плечо. Выяснил, что это Сергей Данильчук – комиссар II Всесоюзного отряда молодых железнодорожников. Снимок сделан в мае 1981 года, во время торжественной встречи бойцов отряда в Северобайкальске.

В тот год численность Северобайкальского отделения Восточно-Сибирской дороги (БАМжд) выросла до 2 тыс. человек. В формирующиеся коллективы движенцев, связистов, путейцев, локомотивщиков, энергетиков влились и 220 молодых посланцев из советских республик.

Сергей Данильчук приехал с Украины. К тому времени он успел окончить Киевский техникум железнодорожного транспорта и школу машинистов, отслужить в Железнодорожных войсках – в их рядах строил Восточный участок БАМа. После армии три года работал на родине, но часто вспоминал суровый сибирский край. Когда на глаза попалось объявление о наборе во Всесоюзный отряд эксплуатационников БАМа, долго не раздумывал. Правда, планировал поработать на новой магистрали три-четыре года, купить машину и вернуться в Киев, а задержался на три десятилетия. Машинистом тепловоза водил грузовые поезда через Даванский перевал в обход строящегося семикилометрового Байкальского тоннеля. Когда тоннель открылся, Данильчук в числе первых перешёл на пассажирские поезда. Потом работал ревизором по локомотивному хозяйству, заместителем начальника отделения по вагонному хозяйству.

Евгений Богачёв, ветеран БАМа, Иркутск

Фото автора

www.gudok.ru/newspaper/?ID=1659234&archive...

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!