На БАМе пробит Дуссе-Алиньский тоннель
фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Сбойка западного и восточного штреков нового Дуссе-Алиньского тоннеля состоялась на Дальневосточной магистрали. Уже в феврале здесь начнётся укрепление сводов, прокладка пути.
Запуск по тоннелю движения грузовых поездов в перспективе существенно увеличит пропускную способность Байкало-Амурской магистрали.
20 февраля на станции Дуссе-Алинь прошла церемония сбойки тоннеля общей протяжённостью 1824 м. Это один из самых сложных и важных объектов в рамках модернизации Восточного полигона, который позволит существенно увеличить пропуск грузов по БАМу.
В 16.40 по местному времени вблизи западных ворот тоннеля собрались представители власти, журналисты, железнодорожники и главные виновники торжества – работники Группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост».
В церемонии сбойки по телемосту приняли участие генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, заместитель председателя Правительства России – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, министр транспорта России Виталий Савельев и председатель совета директоров ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров.
Новый Дуссе-Алиньский тоннель строится параллельно действующему, который был открыт в 1982 году (прокладывался в несколько этапов с 1939 года).
«Дуссе-Алиньский тоннель возьмёт на себя пропуск поездов сквозь горный хребет. Его ввод открывает возможность реконструкции тоннеля, сооружённого в прошлом веке. И в перспективе позволит организовать двухпутное движение поездов на этом участке. Перед РЖД стоит задача обеспечения провозной способности Восточного полигона в объёме 210 млн тонн к 2030 году и 255 млн тонн к 2032 году. Слаженная работа проектировщиков, конструкторов, инженеров, строителей позволит создать на восточном БАМе современную инфраструктуру, отвечающую самым высоким требованиям безопасности и надёжности», – отметил в своём выступлении Олег Белозёров.
Ввод в эксплуатацию нового объекта инфраструктуры снимет ограничения по перевозкам на участке Ургал – Постышево, увеличив здесь пропускную способность с 16–17 до 25 пар поездов в сутки. И как следствие – повысит провозную способность к тихоокеанским портам Дальнего Востока на 20–30%.
Проходка тоннеля началась в 2021 году. На его строительстве было задействовано более 1000 специалистов-тоннельщиков и 100 единиц техники. Работы велись буровзрывным методом одновременно с западного и восточного порталов. Всего рабочие использовали 200 тонн взрывчатки и извлекли около 150 тыс. куб. м горной породы.
«На пути проходки было четыре участка общей длиной более 200 м, которые расположены в зонах разломов со слабоустойчивыми грунтами. Проходка там велась уступным способом – забой разделялся на две или три части, от каждой из которых поочерёдно отбивалась и извлекалась скальная порода. Для проходки всего тоннеля потребовалось произвести таких 1220 циклов», – рассказал руководитель ОП «Дуссе-Алиньский тоннель» ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Сергей Плеханов.
Строительство осложнялось и суровым климатом: зимой столбик термометра в этих краях опускается ниже –50 градусов.
Новый тоннель имеет большее сечение, чем старый, что позволяет смонтировать в нём контактную сеть для электровозной тяги (в настоящее время на этой ветке используются тепловозы). Кроме того, благодаря пространственному арматурному каркасу прочность конструкции нового тоннеля значительно увеличена, а для предотвращения течей и наледи здесь уложена гидроизоляция.
«Я родом из Бурятии. Климат у нас схожий. Там, откуда я родом, находится один из самых больших тоннелей – Северомуйский. На Дуссе-Алине работаю больше двух лет, – рассказал машинист буровой установки Григорий Шех. – Месяц здесь, месяц дома. Я в профессии 14 лет и всегда чувствую важность своей работы. Мои деды и отец тоже работали на строительстве тоннелей».
Объект находится на удалении от основных логистических центров: ближайший крупный город – Комсомольск-на-Амуре – в 400 км по железной дороге. Доставить основные материалы автотранспортом сюда невозможно. Поэтому был построен специальный железнодорожный разгрузочный тупик с комплексом складских помещений, площадок складирования и накопления материалов.
Уже в феврале начнётся обустройство тоннеля: укрепление сводов, прокладка пути, строительство систем вентиляции, электроснабжения и связи. Планируется, что полноценное движение по новому Дуссе-Алиньскому тоннелю откроется к концу 2025 года.