Подвиг времени не подвластен

Дата новости: 13.02.19 12:25    Автор: Геннадий АСТАХОВ

Поделитесь новостью в своей любимой соцсети:


15 февраля – знаменательная дата. Исполняется 30-летие вывода советских войск из Афганистана. В СССР, да и в Российской Федерации долго не утихали споры о том, была ли необходимость нашим солдатам и офицерам находиться в чужой стране.

На фоне таких «дебатов», вернувшимся домой воинам зажравшиеся чинуши заявляли: "Мы вас туда не посылали!". Было обидно и тяжело слышать такое людям, которые рисковали жизнью, здоровьем, теряли боевых товарищей.

Но прошло время, и из уст первого руководителя государства прозвучала объективная оценка воинов-интернационалистов. Президент России В. В. Путин на встрече с представителями ветеранских организаций в Ново-Огарево, прямо заявил:

- Сейчас, когда годы проходят и когда становятся известными всё больше фактов, мы понимаем лучше и лучше, что послужило тогда поводом и причиной для ввода советских войск в Афганистан. – Сказал Президент России. - Конечно, ошибок было очень много, но были и реальные угрозы, которые в то время советское руководство пыталось купировать вводом войск в Афганистан.

Он подчеркнул, что все, кто воевал в Афганистане, действовали исходя из необходимости исполнять воинский приказ, который выполнили с честью.

"И воевали с честью, и дружили по-настоящему, помогали друг другу", — сказал Путин.

Среди тех, кто, выражаясь словами Президента России, воевал с честью и дружил по-настоящему в Афганистане, – машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Тында Сергей Андреевич Лисняк.

Афганистан: приказ выполнен с честью

Родом он из города Соль-Илецк, что на Оренбурщине. Оттуда в мае 1982 года отправился на действительную срочную службу. Попал в пограничные войска. Полгода подготовки в «учебке» Шимановского погранотряда – и направление в Хабаровск. Ефрейтор Лисняк, кроме основной воинской профессии наводчика пулемета, получил еще и смежные – механика-водителя и сапера. Там из 360 бойцов была сформирована третья мотоманевренная десантно-штурмовая группа пограничников, откомандированная для дальнейшего прохождения службы в Пянджский погранотряд. Но оказалось, что городок в Таджикистане. – промежуточный пункт на пути следования отряда в Демократическую Республику Афганистан.  

В ту пору вконец обнаглевшие моджахеды подвергали частым обстрелам мирный Пяндж с другого берега пограничной реки. Пограничникам из Хабаровска была поставлена задача уничтожить все расположенные поблизости афганские банды. Полгода они выполняли боевую задачу в провинции Кундуз.

- Война в Афганистане носила специфический характер.– Рассказывал Сергей Андреевич - Офицеры и прапорщики, первыми входившие в Афганистан в декабре 1979 года, говорили, что вначале солдаты ходили по городам и кишлакам без оружия. Население к «шурави» было настроено мирно. Но вмешалась Америка, через Пакистан пошло оружие, в том числе печально известные переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер», а за каждый сбитый советский вертолёт, убитого офицера, афганцы стали получать деньги. В беднейшей стране война стала бизнесом. Потому и появилось столько бандитов!

Противостоять наплыву душманов пограничникам пришлось уже на другой границе – афганско-пакистанской. Там проходили маршруты караванов с оружием. Небольшие - по пять–десять человек уничтожали сами. Но когда появлялись сразу 500–900 человек, вызывали на подмогу авиацию и десантников.

Самыми памятными для Лисняка были бои под Мазари-Шарифом. Тогда пограничников спасла бдительность, оперативность и воинская смекалка.

 …Когда два БТРа разведроты вышли за последний дувал, воины увидели, что к кишлаку сверху спускается большой и хорошо вооруженный отряд душманов. В нем насчитывалось более ста человек. Но десять пограничников успели рассредоточиться и открыли предупредительный огонь. Через полчаса бой закончился. Среди пограничников потерь не было. А бандитская сотня полегла вся. Налицо было классическое воплощение суворовского девиза: «Бей не числом, а уменьем!»

Когда «шурави» вышли собирать трофейное оружие, из арыка неожиданно поднялся недобитый «дух», и буквально с трёх метров в упор расстрелял шедшего впереди замполита заставы, капитана Александра Андрианова. Бандита, конечно, прикончили на месте. Но капитана спасти не удалось. «Груз 200» отправился к его семье в Хабаровск.

 И это была не последняя потеря в хабаровском отряде. За полтора года шестерых бойцов отправили на родину в «чёрных тюльпанах». Один из погибших – ефрейтор Ринат Халиулин – был земляком Сергея. Над его телом бывалый солдат плакал, как ребенок. Вместе они призывались на службу, вместе прошли «учебку», подружились, как говорится, «не разлей вода». Но военная специальность у Рината оказалась ну уж совсем мирной – он был хлебопеком, из-за чего чувствовал себя неловко перед друзьями. Действительно – до «дембеля» меньше полутора месяцев, а он ни разу не бывал в боевой обстановке.

После долгих уговоров ефрейтор Халиулин получил разрешение на участие в операции у кишлака Мариуль. Пограничники блокировали населённый пункт, умелыми действиями разрушили вражескую оборону. В бою новичок действовал на удивление умело и хладнокровно, внес большой вклад в выполнение подразделением поставленной задачи. Но вдруг, откуда ни возьмись, прилетела мина. Единственная. Крохотный осколок её угодил воину аккурат в висок, отняв у него жизнь. Осталась только крохотная царапина.

Воистину, как говорится, «На войне, как на войне», где судьбу человека окончательно и бесповоротно решает трагическая случайность.

Сам Лисняк был дважды ранен. После лечения в Душанбинском военном госпитале каждый раз возвращался в свой отряд.

Медаль за бой

До недавнего времени его фронтовое прошлое было отмечено медалями «От благодарного афганского народа», «За воинскую доблесть», «20 лет вывода Советских войск из Афганистана». Но усилиями руководителя Тындинского отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» учителя средней школы № 6 Андрея Федоровича Чумака удалось вернуть герою-фронтовику еще одну награду – медаль «За боевые заслуги». Её Указом Президиума Верховного Совета СССР наводчик пулемета, ефрейтор С. А. Лисняк удостоен за мужество и героизм, проявленные в бою 21 ноября 1983 года.

В наградном листе подвиг воина описывается так: «При выдвижении на место прорыва, мотомеханизированная группа была зажата в засаде. Бронетранспортер экипажа ефрейтора Лисняка С. А. был выведен из строя (заклинило поворотный механизм башни), не имел возможности вести огонь по позициям боевиков. Чтобы не делать БТР и находящихся в нём солдат легкой мишенью для уничтожения душманами, командир приказал экипажу покинуть машину. Наводчик пулемета ефрейтор Лисняк С. А. имевший опыт вождения БТР, принял самостоятельное решение о выводе машины в безопасное место. Тем самым, своими смелыми и решительными действиями обеспечил сохранение боевой единицы мотомеханизированной группы».

Награда, присужденная ему почти через полгода после случившегося, когда боец уже был уволен в запас, затерялась в архиве. Так бы и пылилась бы она на полке и по сей день, не прояви инициативу и настойчивость Андрей Федорович Чумак. Он письменно и устно обращался в Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и добился, в конце концов, получения официальных документов. Через тридцать пять лет после памятного боя, по поручению руководителя общественной организации ветеранов Афганистана генерала Б. В. Громова, в торжественной обстановке вручил Сергею Андреевичу Лисняку честно заслуженную им медаль «За боевые заслуги».

На транспорте мелочей не бывает

 Через полгода после увольнения в запас, он попал на БАМ. Навестил земляков в Тынде. Здешние места пришлись по душе вчерашнему воину. Вскоре Сергей Андреевич  уже работал в локомотивном депо помощником машиниста тепловоза. Потом стал машинистом. И вот уже не один десяток лет водит пассажирские поезда. И все это время работает общественным инспектором по безопасности движения поездов. Сказано работает - не случайно, потому что обязанности, выполняемые на безвозмездной основе, им не отделяются от основных – вождения железнодорожных составов. В поездках им и его коллегами выявляются нарушения состояния пути, средств СЦБ, связи, энергоснабжения, вагонного хозяйства.

Сергей Андреевич твердо уверен– на транспорте мелочей не бывает. Каждая из них, если ее вовремя не устранить, может привести к большой беде. Исходя из этого, действовал, когда на подъезде к станции Золотинка почувствовал толчок. Сразу же доложил дежурной по станции. Перегон немедленно был закрыт для осмотра пути. Прибывший на указанное место старший путевой мастер подтвердил сигнал.

Или еще один пример. На разъезда Лумбирский, вместе с помощником машиниста Валерием Николенко, С. А. Лисняк обнаружил разрыв стыка на железнодорожном пути. По сигналу активистов приняты оперативные меры. Благодаря чему было предотвращено крушение пассажирского поезда, который должен был вскоре пройти через опасное место. И таких замечаний по безопасности движения в активе Сергея Андреевича, как общественного инспектора по безопасности движения, зарегистрировано немало

За активную общественную деятельность С. А. Лисняк удостоен многократных поощрений. Среди его наград - именные часы начальника дороги, неоднократные денежные премии начальника ДВЖД, его заместителя по Тындинскому региону, Тындинского филиала Дорпрожел. Дважды завоевывал звание «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов» в системе ОАО РЖД.. Руководство эксплуатационного локомотивного депо направляло его на курсы повышения квалификации общественных инспекторов при Дальневосточном государственном университете путей сообщения.

В мирное время к боевым, добавились награды за добросовестный труд. Сергей Андреевич отмечен медалями «ХХХ лет Байкало-Амурской магистрали» и «40 лет Байкало-Амурской магистрали».

Задания государственной важности

Свидетельством высокой оценки его профессионализма, стало данное машинисту тепловоза С. А. Лисняку и его коллегам задание государственной важности. В августе 2011 года группа работников эксплуатационного локомотивного депо Тында провела по территории Российской Федерации, от границы с КНДР до границы с КНР, литерный поезд Председателя Государственного Комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ира. Состав проследовал через Приамурье в Забайкалье, сделав в Амурской области остановку на станции Бурея.

Руководитель коллектива, машинист-инструктор Виктор Вильгельмович Гузовский высоко охарактеризовал деловые качества коллег. Отбор для выполнения ответственного задания велся очень жесткий и принципиальный. Каждый из машинистов имел большой опыт не только вождения тепловозов, но и предупреждения разного рода предпосылок, которые могли бы привести к ЧП. Все они – общественные инспекторы по безопасности движения. Всего же из Тынды в командировку на трех тепловозах отправились к пограничной станции Хасан шесть локомотивных бригад. Были еще две бригады и машинист-инструктор из Хабаровска.

О каждом из участников этой поездки можно сказать много добрых слов. В России, на границе, на участке от Хасана до Уссурийска, состав приняла бригада в составе машиниста тепловоза Сергея Андреевича Лисняка и помощника машиниста тепловоза Василия Попкова. Эту и другие бригады, на незнакомых участках, консультировали местные машинисты-инструкторы. Тягу осуществляли тепловоз и электровоз. Одна машина с бригадами машинистов Геннадия Анатольевича Боговина и Михаила Григорьевича Захарова, (награжденного, к слову сказать, знаком «Почетному железнодорожнику»), помощниками машинистов   Игорем Медведевым и Ахметом Исмаиловым шла впереди, так называемым «бегунком», информируя основной экипаж о состоянии пройденного пути.

Всего по территории России литерный состав прошел 9.000 километров. Качество работы тындинских железнодорожников было отмечено по высшему классу. Наиболее отличившиеся из них были награждены туристическими путевками на остров Кипр, который называют мечтой путешественников.

К слову сказать, такого рода ответственные задания Сергей Андреевич выполнял не впервые. Годом раньше он вел от Белогорска до станции Штурм поезд Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Оценка Президента

Такой вот замечательный человек – умелый воин и высококвалифицированный специалист – трудится в локомотивном эксплуатационном депо Тында. Поздравляя С. А. Лисняка и его коллег с наступающим праздником – Днем защитника Отечества – я не удержался и задал ему вопрос – как он лично относится к пребыванию Советского ограниченного воинского контингента в Афганистане? Ведь солдатам и офицерам, прошедшим пекло боев, пришлось испытать много неприятного в мирное время у себя на Родине. Вернувшись с войны, они столкнулись с проблемами не только материального, но и морального характера.

- Меня радует, - сказал Сергей Андреевич, - что из уст первого руководителя государства прозвучала объективная оценка воинов-интернационалистов. Российский лидер напомнил, что тогда страна впервые столкнулась с «политическим исламом», который только-только зарождался. Теперь «джинн выпущен из бутылки» и с ним необходимо бороться.

- Мы следуем призыву Президента страны оставаться в строю, занимаемся, и впредь будем заниматься патриотической работой с молодежными организациями – уверенно заявляет ветеран боевых действий в Афганистане С. А. Лисняк.

Сергей Андреевич часто встречается со школьниками города, студентами Байкало-Амурского института железнодорожного транспорта и делаться с ними воспоминаниями о своей боевой молодости.

Геннадий АСТАХОВ

На снимках: группа советских пограничников ожидает «вертушку» на афгано-пакистанской границе. Слева – Сергей Лисняк.1984 год; машинисты эксплуатационного локомотивного депо Тында, обслуживавшие литерный поезд Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира. В центре – С. А. Лисняк. 2011 год. ; фото на память с сотрудницами личной охраны Ким Чен Ира .2011 год; ветераны-«афганцы» А. М. Колотов (слева) и С.А.Лисняк на приеме в Тындинском городском муниципалитете; медаль «За боевые заслуги».

Фото автора и из личного архива С. А. ЛИСНЯКА.

По материалам Пресс-службы Администрации города 



Календарь афиши

   Полезная информация   Детский досуг в Тынде   Досуг в Тынде   Расписание поездов   Расписание электричек   Авиа расписание   Расписание автобусов   Что улучшить в городе?