На БАМ с армейской закалкой
фото: Алина Емельянова
Линия жизни | Полвека назад машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Тында Эскендер Ибрагимов служил в рядах Советской армии на Дальнем Востоке. Тогда он ещё не знал, что вновь вернётся в эти края и навсегда свяжет свою жизнь с БАМом.
После окончания профессионального училища в Ташкенте, где Эскендер Зубеирович получил специальность помощника машиниста тепловоза, 18-летним парнем он устроился работать в эксплуатационное локомотивное депо Андижан в Узбекистане. Через год молодому железнодорожнику пришла повестка в армию.
– Это было в конце сентября 1974 года. Прихожу домой после смены, а меня в дверях встречает мама со слезами и показывает повестку, – делится воспоминаниями Эскендер. – А я возьми и обрадуйся. Так мне хотелось в армию. Это же была честь для мужчины. Тогда, в наше время, все шли служить с удовольствием.
Вместе с другими новобранцами 16 ноября Ибрагимов отправился к месту службы в воинском эшелоне из 18-19 вагонов. В составе был и отдельный вагон-кухня, где призывникам готовили еду, а они в свою очередь помогали с дровами и водой.
Наш герой пробыл в дороге пятнадцать суток. По пути одни новобранцы выходили, другие садились, отцепляли от состава вагоны. Всего три добрались до станции Кузнецово в Приморском крае. Попал Эскендер в железнодорожные войска. Сначала его распределили в путейский батальон. Солдаты строили подъездные пути к порту Восточный недалеко от Находки.
– Вот тогда-то мы впервые увидели японскую технику: КАТО, краны, бульдозеры, от которой были в восторге. Особенно обалдели от фотоаппарата Polaroid, для нас это вообще было что-то из мира фантастики, – продолжает Эскендер Ибрагимов. – А в 1975 году меня перевели в роту эксплуатации помощником машиниста тепловоза. Знаете, в локомотив перешёл – как будто домой попал. И служба пошла в радость, ведь это было любимым делом, которое я знал.
Эскендер вместе с сослуживцами роты эксплуатации участвовал в строительстве вторых путей от Смоляниново до Партизанска: развозили рельсошпальную решётку, выгружали хоппер-дозаторные вертушки и думпкары. Также устанавливали опоры контактной сети для электрификации участка. Служба в армии у машиниста закончилась 16 декабря 1976 года.
– Во время службы мы впервые услышали разговоры о БАМе, а где и что это – понятия не имели, – с улыбкой рассказывает машинист. – Нас, солдат, даже пугали. Говорили, тех, кто нарушает дисциплину, за плохую службу отправят строить БАМ…
После армии Эскендер вернулся домой, где проработал в родном депо Андижан ещё два года. А потом всех желающих начали набирать на БАМ.
29 октября 1979 года молодой машинист отправился в Тынду. Тогда он ещё не знал, что маленький таёжный городок станет его родным домом, где он женится, где родятся его дети и внуки и где он будет трудиться в эксплуатационном локомотивном депо Тында 45 лет. И это ещё не конец истории. Сегодня Эскендер Ибрагимов работает машинистом тепловоза, продолжая писать летопись своей интересной жизни…
На фото: Эскендер Ибрагимов сегодня (фото вверху) помнит 25 месяцев своей армейской службы в мельчайших подробностях