Тоннель обзаведётся парой

09:51
-
Тоннель обзаведётся парой

фото: Роман Ринчинов/ВСЖД

В этом году на БАМе начнётся одна из самых масштабных строек – проходка второго Северомуйского тоннеля. Этот крупный и сложный объект необходим для достижения целевых параметров провозной способности Восточного полигона на третьем этапе развития. О планах создания самого длинного тоннеля в России «Гудку» рассказал главный энергетик по проектам Восточного полигона АО «Бамтоннельстрой-Мост» Василий Фомин – ветеран БАМа, заслуженный строитель Республики Бурятия, участник создания всех десяти действующих тоннелей Байкало-Амурской магистрали.


Фомин.jpg
Василий Фомин,
главный энергетик по проектам 
Восточного полигона АО «Бамтоннельстрой-Мост»
С ДВУХ СТОРОН ХРЕБТА

– Василий Харитонович, в чём заключаются основные проектные решения строительства второго Северомуйского тоннеля?

– Проектно-изыскательские работы и подготовительный этап начались одновременно в мае прошлого года. Трасса тоннеля пройдёт параллельно действующему со­оружению, справа от него по ходу движения с запада на восток. Объект станет аналогом существующего, при этом абсолютно новым искусственным сооружением. Будет проложена трасса тоннеля длиной 15 343 м, построены транспорт­но-дренажная штольня и три вентиляционных ствола.

Проходка тоннеля и транспорт­но-дренажной штольни будет вестись безостановочно с двух сторон. Но начнётся стройка с восточного портала и запуска тоннелепроходческого комплекса диаметром 6 м и длиной 180 м на проходку штольни. По планам через три месяца тоннелепроходческий комплекс диаметром 10 м приступит к строительству основного тоннеля. Ещё через три месяца в такой же последовательности начнётся проходка с западной стороны.

Вентиляционные и подходные стволы будут созданы традиционным буровзрывным способом.

СТРОИТЕЛЯМ ГОТОВЯТ ЖИЛЬЁ

– Что сейчас происходит на объекте?

– На месте строительства сосредоточены силы нашего дочернего предприятия ООО «Бамтоннельстрой-Северомуйский» под руководством Владимира Гардига. На подготовительном этапе здесь работают порядка 360 человек. Предприятие обеспечено строительно-дорожными машинами, кранами и другим спец­автотранспортом, необходимым для строительства двух вахтовых посёлков, двух заводов по производству высокоточной железобетонной обделки у восточного и западного порталов, а также пунктов охраны и объектов Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей, которые предстоит перенести из зоны строительства.

Готовность вахтового посёлка у восточного портала будущего тоннеля составляет порядка 40%. Он рассчитан на 2,5 тыс. человек. В аналогичном посёлке у западного портала разместятся 1,2 тыс. работников. Для их комфорта помимо жилья возводятся административно-бытовые корпуса, столовые, бани, прачечные, котельные, системы водоснабжения и водоотведения, включая сооружения с биологической системой очистки сточных вод. Предусмотрено благоустройство территории: уличное освещение, бетонирование пешеходных дорожек и дорог, озеленение. Вахтовые посёлки полностью ограждены по периметру.

РАБОТА ТРЕБУЕТ МОЩНОСТИ

– Какими вопросами занимается отдел главного энергетика по проектированию Восточного полигона, который вы возглавляете?

– Для обеспечения электроснабжением строительных площадок обоих порталов и трёх вентиляционных стволов строится энергетическая инфраструктура. Наш отдел занимается организацией внешнего электроснабжения тоннелей и работает с электросетевыми компаниями по подключению энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

С учётом принятого варианта проходки мощности нужны значительные – порядка 43 МВт. Поэтому потребуются дополнительные генерирующие мощности.

ТЕХНИКА ПРОТИВ ГОР

– Действующий Северомуйский тоннель – один из самых сложных инженерных объектов. Известно о четырёх разломах Северо-Муйского хребта, из-за чего случались обвалы горных пород. Как эта проблема решается при планировании нового сооружения?

– Для строительства второго Северомуйского тоннеля изготавливаются специальные тоннелепроходческие комплексы (ТПК) с учётом его обводнённости и сложной геологии нестабильных горных пород: тектонических разломов, плывунов и водопротоков с давлением до 30 атмосфер.

Для преодоления высоких давлений и проблем, с которыми сталкивались при строительстве действующего сооружения, на первую штольню пойдёт машина с гидропригрузом. Ротор машины, забирая породу, измельчает её и по пульпопроводу с бентонитовой глиной перекачивает насосными станциями на портал. Там будет смонтирована сепараторная станция для отделения породы от бентонитовой глины, которая обратным трубопроводом будет возвращаться в роторную часть машины. В этом случае она выдерживает гидростатические удары, а также уверенно ведёт себя как в устойчивых породах, так и в разломах.

Дислокация ТПК в тоннеле закладывается маркшейдером с помощью специального программного обеспечения. Работой машины с помощью компьютера управляет пилот. В состав обслуживающего персонала ТПК также входят специалисты по гидравлике, по установке обделки тоннеля, PLC-электронщики.

– Сколько всего тоннелепроходческих комплексов будет задействовано в строительстве бамовских тоннелей? И когда они поступят на объекты?

– Заключён контракт на изготовление и поставку пяти тоннелепроходческих комплексов. Из них два ТПК – это десятиметровые машины с грунтопригрузом и две шестиметровые с гидропригрузом на Северомуйский тоннель. Строительство Кодарского и Кузнецовского тоннелей протяжённостью соответственно 1982 м и 3940 м будет вестись одним ТПК – десятиметровой машиной грипперного типа. Эта же компания-изготовитель делает карусельные установки для высокоточной железобетонной отделки тоннеля и штольни.

Поставка шестиметровых машин на Северомуйский тоннель ожидается в марте-апреле, а десятиметровых – в I квартале.

ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ В ДЕНЬ

– Первый Северомуйский тоннель строили в общей сложности 26 лет. Сколько времени, по-вашему, потребуется на создание второго с учётом современных условий?

– Согласно проекту строительство Северомуйского тоннеля должно быть завершено до конца 2032 года.

Не буду давать прогнозы, ведь сложности могут возникать и при использовании передовых технологий и оборудования. Северо-Муйский хребет остаётся самым сложным участком БАМа. Но у современных проходческих комплексов скорости совершенно другие. По опыту, расчётная крейсерская скорость тоннелепроходческого комплекса – от 250 до 300 м в месяц.

СПРАВКА
Северомуйский тоннель расположен в Бурятии на Байкало-Амурской магистрали в границах Восточно-Сибирской дороги на перегоне Итыкит – Окусикан. По протяжённости это самый длинный железнодорожный тоннель в России.

30 марта 2024 года ОАО «РЖД» заключило с ГК «Бамтоннельстрой-Мост» договоры генерального подряда на строительство на БАМе второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей, а также нового железнодорожного моста через Амур. Ввод в эксплуатацию новых искусственных сооружений вместе с запланированным строительством сплошных вторых путей, станций и разъездов позволит увеличить провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн тонн по итогам 2032 года.

30.01.25 7 полоса центр доп фото.jpg
фото: АО «Бамтоннельстрой-Мост»

Анна Попова, Северобайкальск

https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1694397

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!