Электрическая модель железной дороги

17:18
-
Электрическая модель железной дороги

Для советских мальчишек, да и девочек, рождённых в 60–80-е годы, одним из самых желанных новогодних подарков была  электрическая модель железной дороги (http://www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=169...

Приобреталась она, конечно же, для ребенка, но становилась развлечением для всей семьи.

Первые железные дороги общего назначения, как известно, появились в 30-е годы XIX века в Англии и очень быстро получили распространение по всей Европе, а потом и за океаном, в США. Сделанные в Англии игрушечные паровозики даже имели действующую паровую машину.

Внукам немецкого поэта Гёте в 1829 году была подарена копия стафансоновской «Ракеты». Подобный подарок получил и король Испании.

В 1835 году в Германии стали продавать бумажные локомотивы и вагоны, потом в качестве материала стали использовать жесть. Первый макет игрушечной железной дороги был создан в 1859 году во Франции для принца Наполеона Эжена Луи Жан Жозефа Бонапарта – сына Наполеона III и императрицы Евгении Монтихо.

Только в 1891 году немецкая фирма Märklin из швабского Гёппингена начала выпуск игрушек железнодорожной тематики в промышленных масштабах.

Фирма была основана в 1859 году Теодором Фридрихом Вильгельмом Мэрклином как небольшое кустарное, практически надомное производство по изготовлению кукольных домиков и аксессуаров к ним.

Первоначально в фирме трудились всего лишь два человека – сам глава семьи и его молодая супруга, Каролина, урождённая Хеттих. Каролина при этом занималась совершенно несвойственным для женщин той достаточно патриархальной эпохи делом – она ездила по окрестным городам и предлагала продукцию семейного предприятия заинтересованным лицам. Фактически она стала первой женщиной-коммивояжером.

В декабре 1866 года в возрасте 49 лет Теодор Мэрклин скончался, Каролина осталась одна с двумя малолетними сыновьями на руках.

Старшему сыну Каролины и покойного Теодора Мэрклинов пришла в голову идея выпускать миниатюрные модели железных дорог и сопутствующих аксессуаров. Это были действующие сложные механические устройства Одна из первых таких моделей произвела настоящий фурор на Лейпцигской выставке-ярмарке 1891 года и позволила фирме Märklin стать лидером рынка и законодателем мод в отрасли на долгие десятилетия.

В своё время именно изделие этой фирмы было приобретено для цесаревича Алексея Николаевича Романова. Железная дорога от Марклинов стала одной из любимых игрушек наследника русского престола.

Если говорить о железнодорожном моделизме, то тут у России было и своё достижение. Речь об одном из пасхальных яиц работы ювелирной фирмы Карла Фаберже, заказанным в 1900 году императором Николаем II для своей супруги, императрицы Александры Фёдоровны в ознаменование строительства Транссибирской магистрали.

Внутри «Яйца с Транссибом» находился целый железнодорожный состав – паровоз и пять вагонов. С помощью золотого ключика можно завести механизм – и поезд приходит в движение. Вагоны сделаны из золота, и каждый из них имеет собственное назначение: на вагонах выгравированы названия: «почтовый», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь».

Железная дорога стала частью игровой культуры – движущиеся электрические поезда прошли техническую эволюцию и продолжают совершенствоваться, фиксируя и транслируя определённые культурные ценности.

фото/ТАСС

https://t.me/Gudokru/16867

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!