Города друзьям на память

17:39
-
Города друзьям на память

фото: музей истории ДВЖД

Во времена широкомасштабного сооружения БАМа были популярны стихотворные строки: не каждому дано так щедро жить – друзьям на память города дарить! Эти слова отражают такое уникальное в нашей истории явление, как шефство союзных республик, краёв, областей, городов Советского Союза над бамовскими железнодорожными станциями.

Шефские организации, сформированные в составе союзных и республиканских министерств и ведомств, занимались строительством вокзалов и постоянных посёлков городского типа для железнодорожников. В этот процесс были вовлечены четырнадцать республик СССР, три автономные республики, два края и двадцать областей РСФСР, а также города Москва и Ленинград. Десятки железнодорожных станций возводились по оригинальным проектам и стали визитными карточками строивших их регионов. Характерной чертой построенных шефами объектов стал неповторимый колорит каждого сооружения, отразивший национальные архитектурные традиции.

Шефы внесли значительный вклад в стройку века, выполнив работы на сумму более 1 миллиарда руб. (10% сметной стоимости магистрали или почти 50% стоимости объектов социальной сферы). Типовая застройка предусматривала двух-, трёх– и пятиэтажные кирпичные и панельные дома, спроектированные с учётом высокой сейсмичности бамовских территорий. Шефские организации работали очень быстро: сами при этом разрабатывали генеральный план поселения, согласовывали с заказчиком проекты сооружений, изготавливали конструкции, материалы, оборудование, сами монтировали, т.е. практически сдавали все объекты «под ключ».

3 ноября 1974 года на дальневосточную землю высадился первый десант шефов из Украинской Советской Социалистической Республики – отряд «Донбасс». Это авангард специального строительно-монтажного поезда «Укрстрой». Прибытие 320 посланцев с Украины стало началом строительства пристанционных посёлков. «Донбасс» подготовил «плацдарм» для следующих четырёх отрядов транспортных строителей: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты».

Шефские организации Украины создали в Новом Ургале красивый архитектурный ансамбль: несколько микрорайонов жилых многоэтажных домов, отделанных украинским орнаментом. Их общая площадь более 100 тыс. квадратных метров. Пояаилась больница на 150 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену, школа на 1176 ученических мест, четыре детских сада, два торгово-общественных центра, клуб на 600 мест, вокзал, база ОРСа, спортивный комплекс и другие объекты.

Станция и посёлок Золотинка на линии Тында – Беркакит Малого БАМа были построены шефским коллективом из Белорусской Советской Социалистической Республики.

Шефство над Тындой взяла Москва. Главный город страны строил главный город БАМа. Белокаменные девятиэтажные дома с четырьмя 16-этажными, отделанными бордовым кирпичом зданиями-доминантами в центре города и белоснежной башней вокзала (проект получил премию на международном конкурсе в Болгарии) словно переносит нас в Москву. Неслучайно, что в Тынде много московских названий: районы Арбат и Сокольники, улица Красная Пресня.

Столичные проектировщики и строители выполнили строительно-монтажные работы на 100 миллионов руб. (в ценах 1969 года) и сдали почти 250 тыс. квадратных метров жилья, пять школ на 5 тыс. ученических мест, восемь детских садов на 2160 мест, больницу на 360 коек с поликлиникой, торгово-общественный центр и торговый блок с кафе, клуб, огромную баню, вокзал, очистные сооружения и другие объекты.

За строительство и внешний облик железнодорожной станции Алонка отвечал шефский коллектив из Молдавской Советской Социалистической Республики. Над входом в здание вокзала размещена металлическая композиция, символизирующая дружбу русского и молдавского народов: две женщины опираются на светофор с надписями «БАМ» и датами строительства Алонки «1975 – 1984». Шефы из Молдавии построили также жилой посёлок на станции Дугда.

Бамовские станции Ларба и Лопча построили шефы из Туркменской ССР. Во внешнем облике вокзала станции Ларба нижний этаж, облицованный светлым мрамором, контрастирует с массивным вторым – с тёмной отделкой. Протяжённый фасад здания перебивается высокой светлой башней. Чередование бежевого и коричневого цветов, ромбический орнамент вокруг окон второго этажа напоминают черты национальной архитектуры Туркмении.

Станцию Солони строила бригада из Таджикистана. Небольшое здание вокзала, облицованное розовым камнем и выполненное в стиле азиатского мавзолея, стало настоящей жемчужиной БАМа. Центральным элементом являются входные группы, украшенные пёстрыми мозаичными карнизами в среднеазиатских традициях.

Новосибирская область взяла шефство над бамовскими станциями Постышево и Тунгала. Оригинальный проект вокзала станции Постышево был разработан в институте «Сибгипротранс» (архитектор Владимир Авксентюк) и по итогам всесоюзного конкурса был признан лучшим вокзалом на трассе БАМа. Сочетание крыши с тремя высокими мансардами и кладки из красного кирпича с выкрашенными белым цветом оконными проёмами придают зданию вокзала станции Постышево по-особенному торжественный облик.

На фото: Станция Постышево на Восточном участке БАМа

В конце 1980-х годов БАМ испытывал недогруженность

Валерия Буркова,
главный хранитель фондов музея истории Дальневосточной железной дороги

www.gudok.ru/zdr/171/?ID=1689374

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!