«Бамстроймеханизация»: полвека в строю
Советский рекорд по суточной укладке пути на БАМе побит. Открыто движение по новому перегону – практически ежедневно в СМИ появляются новости о героической работе современных строителей Байкало-Амурской магистрали.
«Бамстроймеханизация» – одно из крупнейших предприятий, на плечи которого в 1974 году легла всесоюзная стройка – сегодня решает новую государственную задачу: расширяет в условиях вечной мерзлоты железнодорожный выход России к Тихому океану. И все это в юбилейный год: 10 ноября коллектив отмечает 50-летие.
Дорога к океану
Биография Бамстроймеханизации началась с Байкало-Амурской магистрали. Для возведения одной из самых уникальных железных дорог в мире в 1974 году был создан специализированный трест для выполнения земляных работ. Стройка века стала хорошей профессиональной школой для тысяч механизаторов.
Этот задел помогает коллективу и сегодня. Подразделения УК «Бамстроймеханизация» (входит в Нацпроектстрой) работают в разных регионах страны. Но основные силы сосредоточены на Дальнем Востоке – профессионалам компании доверена модернизация Восточного полигона железных дорог. Здесь трудятся десятки тысяч человек, приехавших, как и полвека назад, из многих уголков России
Размах работ – грандиозный. В настоящий момент завершается реализация проекта второго этапа расширения БАМа. Фронт работ распределён на протяжении более трёх тысяч километров.
Самые крупные проекты: электрификация линии Комсомольск-Сортировочный – Ванино, линии Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный, строительство второго главного пути на перегоне Чебангда – Буреинск, второго главного пути на перегоне Чепсары – Ландыши, на перегоне Солони – Нальды и др. Их реализация даст возможность существенно увеличить пропускную и провозную способность одного из самых грузонапряжённых участков Дальневосточной дороги.
БАМ – это вызов
Однако, несмотря на новые технологии и комфортные условия труда, за полвека БАМ не стал дружелюбнее относиться к строителям. Чтобы проложить второй путь, приходится постоянно противостоять холоду, пробивать скальный грунт, отодвигать реки, бороться с непредсказуемостью снежных лавин, осушать болота и т. д.
– Участки вечной мерзлоты мы стараемся проходить максимально быстро. Например, в направлении Тында – Нерюнгри земля оттаивает лишь к июню, и то, где-то на метр вглубь, а уже в октябре начинает снова замерзать. Так что строительный сезон здесь короткий, – говорит первый заместитель генерального директора по производству УК «Бамстроймеханизация» Леонард Липневич. – Чтобы предотвратить таяние вечной мерзлоты, делаем охлаждающую наброску – покрываем откосы насыпей слоями крупного камня. Такая конструкция не пропускает солнечные лучи и обеспечивает термоэффект, стабилизирует полотно железной дороги, исключает пучины и просадки. Обеспечить высокую надёжность и безопасность земляного полотна помогает и использование геотекстиля.
Новые мосты на БАМе, как и другие объекты, тоже строятся с учётом грузовой перспективы: они рассчитаны на пропуск поездов весом до 7100 тонн. Так, к примеру, завершено возведение самого длинного на Восточном полигоне 392-метрового моста через реку Нюкжа под второй путь на перегоне Талума – Дюгабуль на линии Хани – Тында. Сооружение состоит из пяти пролётов: два по 23 м и три по 110 м. Проектировщики учли сейсмичность севера Амурской области: мост выдержит землетрясение силой до 9 баллов
Без остановки движения
БАМ сегодня – это стройка не с чистого листа. К природным сложностям добавились и технические нюансы. Работы ведутся вблизи путей при интенсивном движении поездов. Существующая инфраструктура должна по-прежнему обеспечивать перевозки и при этом оперативно увязываться с новыми участками.
На модернизации БАМа сегодня работают более 2600 единиц техники: новейшие самосвалы и экскаваторы, бульдозеры и катки. Они позволяют в круглосуточном режиме перерабатывать большие объёмы грунта, строить мосты и водопропускные трубы, прокладывать коммуникации. Новые машины оборудованы гидравлическими системами, кондиционерами, поэтому при любой погоде работать в них комфортно.
– Наши профессионалы с задачей успешно справляются. Коллектив понимает, новые мощности БАМа – это залог стабильности экономики не только Дальнего Востока, но и всей страны, – отмечает генеральный директор Бамстроймеханизации Вусал Исмаилзадэ. – Второй этап модернизации Восточного полигона, который завершается в нынешнем, 2024 году, позволит нарастить провозную способность магистрали до 180 миллионов тонн в год. А в следующем начнётся уже третий этап развития БАМа. К 2030 году его провозная способность должна подняться до 250 миллионов тонн грузов, а спустя ещё «пятилетку» – до 270 миллионов тонн в год.
Сегодня Бамстроймеханизация входит в состав дивизиона «Железные дороги» ведущего российского инфраструктурного холдинга «Нацпроектстрой». Он объединяет порядка 100 организаций в 35 регионах России. В числе ключевых проектов – модернизация БАМа и Транссиба, строительство объектов магистралей М-12, М-4, М-11, терминала перевалки угля в порту Лавна.
Герои своего времени
БАМ, отметивший летом 50-летие со дня начала строительства, воспитал целое поколение сильных духом людей, на долю которых выпала ответственная и важная миссия.
– И сегодня в нашей компании дело первостроителей продолжают их дети и внуки. Преемственность поколений помогает сохранять в коллективе особую атмосферу взаимопомощи, наставничества, нацеленности на результат, – говорит заместитель генерального директора Бамстроймеханизации по строительству по Амурской области, Республике Саха (Якутия) Денис Отливан. – И конечно, мы особенно чтим богатый опыт, вклад в общее дело наших уважаемых ветеранов. В этом году, например, в торжественных мероприятиях, проходивших в Тынде, приняли участие сотни работников, стоявших у истоков строительства БАМа. В праздничном шествии вместе с первопроходцами прошли и молодые специалисты, работающие сегодня на модернизации магистрали.
Только за последние пять лет работники Бамстроймеханизации получили 3350 наград разного уровня.
Космический забег
Чтобы завоевать медали, механизаторы творили настоящие чудеса на строительной технике – преодолевали полосы препятствий, собирали баскетбольные мячи ковшом экскаватора, танцевали на погрузчике на одной гусенице. В итоге золотым призёром в одной из номинаций стал 21-летний машинист экскаватора Дмитрий Кононов. Он работает в дочернем зависимом обществе – ООО «МК-7».
– Мы проводим большую работу, направленную и на профессиональное развитие, и на вовлечение сотрудников и их семей в занятия спортом, в пропаганду ЗОЖ, – отмечают в компании. – Причём ищем для этого интересные, неординарные форматы. Чего стоит, например, космический забег. Наши сотрудники в честь 90-летия со дня рождения Юрия Гагарина стали ещё ближе к звездам. Они вышли на дистанции 10 и 21,1 км на космодроме «Восточный». С борта Международной космической станции участников поздравили космонавты, Герои России Алексей Овчинин и Иван Вагнер.
Прекрасным подарком к юбилею предприятия стал и уникальный документальный фильм «БАМ. Не просто стройка». В его съёмках принял участие известный российский спортсмен, депутат Государственной Думы РФ Николай Валуев.
Этот проект реализован холдингом «Нацпроектстрой» совместно с каналом RT. Николай Валуев побывал на участках строительства Бамстроймеханизации в п. Ванино, Чепсары – Монгохто, Уктур – Аксака, Аксака – Кенай. За 10 дней он преодолел сотни километров, попробовал управлять экскаватором и большегрузным самосвалом, испытал на себе быт.
Строительный флагман
Компания многие годы остаётся и крупным работодателем. Кроме достойных заработков, БСМ привлекает наличием самых разных специальностей, возможностью роста, уважительным отношением к людям труда.
Одним из весомых достижений компании стала высокая оценка проекта Бамстроймеханизации, направленного на привлечение кадров на Дальний Восток. Он вошёл в число лучших на IV Всероссийском конкурсе «Лидеры строительной отрасли». Автор разработки Лариса Козерод стала единственной победительницей с Дальневосточного федерального округа.
Суть проекта «Строитель Востока», который планируют реализовать силами Бамстроймеханизации, заключается в создании строительно-образовательного кластера на базе профильных учебных заведений, который будет продвигать профессию строителя среди студентов.