Стройке века – полвека
фото: музей истории ДВЖД
Как это было | Мы продолжаем публиковать исторический очерк о том, с чего начинался БАМ.
При этом в дополнение к основным опорным пунктам для бокового завоза материалов открывались вспомогательные опорные пункты, а по трассе – второстепенные (очередные) опорные пункты на станциях, к которым подходила укладка пути. Далее грузы следовали по притрассовой автодороге.
Для развёртывания подготовительных работ по трассе использовались автозимники. Работы подготовительного, а за ним и основного периода включали освоение трассы, сооружение автодорог, возведение временных посёлков строителей, подготовку площадок для строительства преградных сооружений: тоннелей, больших мостов и др. На участках распространения вечной мерзлоты запрещались работы, связанные с нарушением мохового покрова. Так, валка и трелёвка леса производилась зимой без применения кусторезов и бульдозеров-древовалов.
Поставщиками строительных материалов, конструкций и изделий являлись заводы Минтрансстроя и МПС, функционирующие и вновь создаваемые по программе БАМа. Простейшие конструкции изготавливались на временных полигонах, организуемых по трассе и на собственных предприятиях строительных трестов. Высокая степень индустриализации строительства достигалась за счёт широкого применения сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций для сооружения водопропускных труб, мостов и зданий всех назначений. Унификация, типизация и стандартизация сборных элементов при высокой степени их готовности позволяла использовать высокопроизводительные средства комплексной механизации в сочетании с прогрессивной технологией строительно-монтажных работ.
Посёлки строителей с промзонами обеспечивались энергией от передвижных газотурбинных и дизельных электростанций и энергопоездов, а на перегонах – от передвижных дизельных электростанций типа ЖЭС и ПЭС. Одновременно с этим велось опережающее строительство линий электропередачи (в габаритах 220 кВ), от которых через подстанции производилось электроснабжение строительных объектов. Теплоснабжение временных посёлков строителей осуществлялось централизованно от котельных на твёрдом топливе. Тепловые сети от котельных (кирпичных) прокладывались наземными, в деревянных коробах, с минераловатным заполнителем и засыпкой коробов утеплителями (опилки, шлак). Водопровод прокладывался совместно с тепловыми сетями.
Уровень механизации работ был крайне высок – на стройку поступала самая современная техника не только из социалистических стран, но и от западных фирм. Основным способом производства земляных работ на 90% являлась разработка грунтов экскаваторами с транспортировкой автосамосвалами. Применялись экскаваторы с повышенной ёмкостью ковша (1,0 – 1,4 куб. м), большегрузные высокотехнологичные автосамосвалы (преимущественно марки «Магирус») и мощные бульдозеры.
Валерия Буркова,
главный хранитель фондов Музея истории Дальневосточной железной дороги