СБЕЖАВШИЙ ПОЕЗД: НАСТИЧЬ И ОСТАНОВИТЬ
фото: архив Михаила Кутьина
РЕАКЦИЯ | ДАЖЕ СТРАШНО ПРЕДСТАВИТЬ, КАКАЯ МАСШТАБНАЯ ТРАГЕДИЯ МОГЛА БЫ ПРОИЗОЙТИ В ТЫНДИНСКОМ РЕГИОНЕ ДОРОГИ, ЕСЛИ БЫ НЕ УМЕЛЫЕ, ОПЕРАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МАШИНИСТА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ТЫНДА (ТЧЭ-11) МИХАИЛА КУТЬИНА. ОН, РИСКУЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И ЗДОРОВЬЕМ, СМОГ ЗАПРЫГНУТЬ В ДВИЖУЩИЙСЯ ЛОКОМОТИВ И ОСТАНОВИТЬ НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ГРУЗОВОЙ СОСТАВ.
Машинист маневрового движения Михаил Кутьин 14 мая работал на станции Верхнезейск. В тот роковой день со станции Улак в сторону Верхнезейска неконтролируемо покатился грузовой поезд из 57 вагонов общим весом 5597 тонн. Как выяснилось, ситуацию допустил командированный в эксплуатационное локомотивное депо Тында из Котласа Архангельской области машинист. В тот день он был ответственен за прогрев локомотива.
Он прошёл предрейсовый медицинский осмотр (согласно данным АСПО) в пункте подмены локомотивных бригад Верхнезейск, прошёл предрейсовый инструктаж и отправился для прогрева тепловоза на станцию Улак. Там его уже ожидал состав. Локомотивная бригада, которая привела поезд до Улака, опробовала тормоза, передала, как положено, локомотив командированному машинисту и отправилась на отдых в Верхнезейск.
Командированный машинист должен был прогреть локомотив и дождаться другой бригады, которая поведёт состав дальше. Как выяснилось из объяснений машиниста, который находился на прогреве, примерно в 16:00 мск при выполнении должностных обязанностей он уснул прямо в кабине локомотива. Но как в итоге состав пришёл в движение – остаётся загадкой… Ведь опробование тормозов произведено и справка об обеспечении поезда тормозами выдана.
Но факт остаётся фактом! Состав пришёл в движение. В 22:07 мск несанкционированно движущийся поезд со станции Улак проследовал выходной светофор. По контрольным приборам на пульте дежурного по станции Улак появилась занятость секции, о чём сообщили поездному диспетчеру участка. О неконтролируемом движущемся составе также сообщил дежурному по станции Улак и машинист локомотива, который находился на 5 пути.
Поездной диспетчер участка совместно с дежурным по станции приняли решение вывести маршрут с Улака до станции Верхнезейск, рассчитывая на замедление скорости подвижного состава на подъёме у входного светофора станции Верхнезейск. Участок от станции Улак до путевого поста, расположенного на 2683 км 9 пк, – двухпутный, далее до станции Верхнезейск – однопутный.
В 22:12 мск, за 10 секунд до проследования путевого поста, разделяющего перегон между ст. Улак и ст. Верхнезейск, поездной диспетчер перевёл сбрасывающую стрелку по маршруту следования самопроизвольно движущегося состава.
– Дежурный по станции Верхнезейск дал мне команду принять меры для остановки неуправляемого поезда, – вспоминает Михаил Кутьин. – В 22:18 мск неуправляемый поезд проехал входной светофор станции Верхнезейск со скоростью 64 километра в час, и после замедления из-за подъёма сначала остановился у маневрового сигнала, а затем покатился в обратном направлении в сторону станции Улак.
Михаил Кутьин на маневровом локомотиве следовал по смежному пути по направлению движения неуправляемого состава. После сближения с поездом, который двигался со скоростью 4-5 км/ч уже в обратном направлении, Кутьин остановил свой маневровый локомотив, вышел из кабины, догнал неуправляемый локомотив, смог зацепиться и подняться в кабину, застал там спящего машиниста и первым делом применил экстренное торможение. Опасная ситуация была ликвидирована.
За героический поступок Михаил Кутьин удостоен знака «Почётный железнодорожник». Приказ о награждении подписан в июле.
В ТЧЭ-11 Михаил начал работать в 2015 году, до этого с 2007 года трудился на Северо-Кавказской железной дороге, проживал с семьёй в городе Невинномысск Ставропольского края. Не скрывает, что БАМ его завлёк высокой зарплатой. За 9 лет уже привык к таёжным местам и уезжать с семьёй из Верхнезейска пока не собирается.
На фото: Во время выполнения «боевого» задания Михаил Кутьин думал о своей жизни в последнюю очередь
Алина Емельянова