Занятость женщин при строительстве БАМа
Особенностью возведения Байкало-Амурской магистрали в 1970-1980-х годах была сильная половая диспропорция среди строителей. Мужчины составляли большинство строительных коллективов, а женщины оказались в «второстепенных» ролях.
Комсомольское руководство нередко ограничивало приток женщин в строительные отряды. К примеру, в 1975 году в составе отряда «Дзержинец», отправившегося на бурятский участок БАМа, из 96 человек только 33 были женщинами.
На стройке существовало четкое разделение труда по гендерному признаку, что сказывалось как на характере работ, так и на оплате. Тяжелые работы, такие как валку леса или работу на пилорамах, в основном выполняли мужчины, часто не имеющие специальной подготовки. Женщинам же доступ к таким задачам был ограничен. В результате, их трудовая деятельность ограничивалась «традиционно женскими» профессиями: повара, медработники, маляры. С появлением школ, детских садов и магазинов женщины также стали задействованы в этих социальных учреждениях.
Дети строителей в большинстве случаев оставались под опекой матерей. Отсутствие возможности устроить ребенка в детский сад становилось одним из главных препятствий для трудовой деятельности многих женщин. Более того, на женщин часто ложилась ответственность за воспитание не только собственных детей, но и детей близких, друзей и коллег. Домашние детские сады организовывались безвозмездно по согласованному графику, часто их организовывали женщины, находящиеся в декретном отпуске.
Чтобы узнать больше о пути женщин на БАМе, приглашаем вас посмотреть наш выпуск подкаста, посвященный женщинам магистрали: https://ok.ru/video/6942210198181