С КОГО НАЧИНАЛСЯ ВОСТОЧНЫЙ БАМ
фото: Максим Кряжев
С АЛЕКСАНДРОМ ЮРЬЕВИЧЕМ КОРЧУГОВЫМ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ЭСТАФЕТНОМ ПОЕЗДЕ ПО ПУТИ В ТЫНДУ НА 50-ЛЕТИЕ БАМА. ОН НЕОБЫЧАЙНО УЛЫБЧИВЫЙ И РАЗГОВОРЧИВЫЙ, НО ПРИ ЭТОМ ОЧЕНЬ СКРОМНЫЙ. ЛИЧНО УЧАСТВОВАЛ В ЛЕГЕНДАРНОЙ СТРОЙКЕ В 80‑Е. И СЕГОДНЯ СНОВА СТРОИТ БАМ.
– В техникуме учился на движенца, а в армии получил специальность путейца и в 1974 году вместе с сослуживцами меня отправили на БАМ, – рассказывает Александр Корчугов. – Жили в палатках на 30 человек. Морозы были под 50 градусов. Чтобы ночью было тепло, через палатку протягивали большую трубу и жгли в ней трёхметровые брёвна. Чуть позже жили уже в вагонах, а затем возвели казармы и котельные.
Вечера коротали с песнями под гитару и гармошку. А окружающая дикая природа преподносила как приятные сюрпризы, так и не очень.
– Никогда бы не подумал, что в армии мне пригодится умение играть в городки. Иду однажды и вижу на насыпи уток. Я им: «Кыш!» А они ноль внимания. Тогда я бросил в них палку. В итоге вечером был вкуснейший ужин, – вспоминает Александр Корчугов. – Или случай пострашней, правда, не со мной, с сослуживцами. Привезли на участок по бочке масла и жира. Медведь учуял запах и стал наведываться полакомиться. В итоге кто-то посоветовал повесить кусок рельса над бочкой, чтобы мишка больше не мог туда залезть. В итоге медведь приходит, а достать до еды мешает эта железяка. Отводит он рельсу в сторону и только хочет морду свою в бочку засунуть, как рельс возвращается и с размаху по мордам! И так несколько раз. Нет чтоб уйти, медведь разозлился и давай вагон трясти. Потрепал его так, что внутри даже печка развалилась. Люди внутри вагона в телефон кричали: «Помогите!». Пришлось медведя отстрелить.
А перед демобилизацией наш герой сотоварищи написали записки будущим поколениям бамовцев и запечатали в костыль. Его забили в 1985 году на одной из стрелок.
– Надеялись, что пройдёт 20-30 лет, вытащим этот костыль. Но приехав спустя 10 лет на то место, реликвии там не нашли. Местные работники сказали, что видели подозрительно длинный костыль и выбросили его куда-то. Эх, жаль, – сокрушается Александр Корчугов.
По окончании военной службы Александр Юрьевич работал в Хабаровске поездным диспетчером, а в 1980 году был командирован в Новый Ургал. Обучал диспетчеров.
Александр Корчугов вместе с коллегами принимал участие в прокладке путей и открытии станций по направлению от Ургала к Тынде. Организовывал технологическое взаимодействие между военными и гражданскими специалистами. А в 1984 году стал пассажиром первого пассажирского поезда, совершившего стыковку на Восточном участке БАМа между Тындой и Комсомольском-на-Амуре на разъезде им. Мирошниченко. Эта стыковка, кстати, состоялась на полгода раньше знаменитой укладки «золотого звена» западного участка БАМа на разъезде Балбухта. Александр Юрьевич до сих пор хранит фотографию того билета.
– Полки, как и сам вагон, были деревянные. Тем не менее, в то время этот купейный вагон был для нас пределом мечтаний, – отмечает собеседник.
После Нового Ургала наш герой перебрался в Хабаровск, где более 10 лет работал в диспетчерском центре. Кстати, скоро Александру Юрьевичу исполнится 72, но он и сегодня строит БАМ! Активно трудится в компании-подрядчике, которая возводит там вторые пути. А когда мы ехали на праздник в Тынду, наш эстафетный поезд в качестве диспетчера вёл один из двух сыновей Александра Юрьевича.
– Хочу сказать спасибо всем причастным к организации этого праздника. В Тынде и во время остановок в пути и в самом поезде встретил много старых знакомых, мы тепло и с удовольствием пообщались. Ну и в целом скажу так – я не жалею, что поехал на БАМ. Это удивительно интересное место, и я рад, что причастен к этой великой стройке.
Максим Кряжев