«Дорога в никуда?» О том, как БАМ пережил кризисные 90-е

22:36
-
«Дорога в никуда?» О том, как БАМ пережил кризисные 90-е

Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото

Ветераны БАМа уже едут на спецпоезде в Тынду на торжества по случаю 50-летнего юбилея магистрали. Они стартовали в понедельник из Москвы, по пути вспоминают свою молодость, полную трудовых подвигов. Однако далеко не всегда на легендарной железной дороге царила праздничная атмосфера. За полвека магистраль пережила расцвет, упадок и возрождение. Об испытаниях, которые выпали на долю бамовцев в кризисные 90-е, — в нашем материале.

Знаменательный 1984-й. Стыковка «Золотого звена». Расцвет БАМа — по магистрали начинают курсировать поезда, продолжается возведение притрассовых поселков. Казалось, светлое будущее, к которому должна была привести эта железная дорога, не за горами. Однако уже во второй половине 80-х, а затем с распадом Советского Союза, здесь, как по всей стране, все стало рушиться.

«Как перестройка началась, так трудности начались. Экономические. Ну а потом реформы. С каждым годом заверяли, что стабилизация. Все хуже, хуже. Буквально с каждым годом. Не было такого — немножечко такой подъем, потом опять спад», — рассказывал мэр Тынды в 1992-2004, 2008-2012 гг. Марк Шульц.

Начались сокращения. Байкало-Амурскую магистраль расформировали. Северо-Байкальское отделение перешло в ведение Восточно-Сибирской, а Тындинское и Ургальское — Дальневосточной железной дороги. Управление в столице БАМа ликвидировали, полномочия передали Хабаровску. Работы лишились около шести тысяч человек.

«По сути, лишили и область, и тындинцев рабочих мест, налоговых поступлений и всего на свете. Убрав БАМ, из Тынды, по сути, сердцевина вынимается», — говорил губернатор Амурской области в 1993-1994 гг. Владимир Полеванов.

Из-за кризиса железнодорожникам стало не на что содержать то наследство, которое им оставила «стройка века». Школы, детские сады, Дом культуры и другие учреждения передавали муниципалитету, которому едва хватало средств на собственные расходы.

«Чтобы облегчить железнодорожников, чтобы они не несли такое бремя по социальной сфере. Вопрос до конца не решен с финансированием этой социальной сферы, по ее содержанию», — говорил заместитель главы администрации Тындинского района
Юрий Нестеров.

Государственные награды и фотографии почти полувековой давности напоминают Владимиру Бочарникову о самом ярком периоде в его жизни. Он прибыл на БАМ в 82-м из Киргизии. Трудился водителем по 6 месяцев на вахте. Прошел БАМ от якутской станции Хани до забайкальской Куанды. Спустя 3 года перевез на Дальний Восток семью. Бамовец получил здесь квартиру, вырастил троих детей. В тяжелые 90-е бежать не стал.

— Не было сожалений, зачем мы сюда приехали? — Нет, сожаления не было. В Киргизии работы не было. Я на базе работал, а потом уехали, она ж тоже разваливаться начала, и все. Уже тут обжились, друзья стали. А там все уже забыто было.

В 90-е только в Тынде, где проживало порядка 70 тысяч человек, население уменьшилось вдвое. Чтобы выжить, ветераны стройки работали продавцами, таксистами. Кто-то и вовсе стал уличным музыкантом.

Из-за упадка экономики тогда БАМ не исполнил свое предназначение. «Дорогу в будущее» стали уничижительно называть «дорогой в никуда». Однако знающие люди понимали, что творение советских строителей — не ошибка.

«Очень хорошую мысль ваш старый бамовец-литератор. Он сказал: «Бамовцы опередили время. Опередили это время, то время. И в конечном счете через 30-40 лет будет величайшая оценка дана этой магистрали, которая пролегла к самым главным богатствам в России», — отмечал журналист Александр Тихомиров.

«Если мы этот регион своевременно не освоим, то нам в следующем столетии нечего уже будет освоить, этот огромный кусок земли, который три века осваивали, окажется совсем в других руках», — говорил лидер КРПФ Геннадий Зюганов.

«Вы видите, надо вторые пути обязательно. Мы задыхаемся. Поезда идут, потому что вести грузы надо. То есть в то время, как здорово все-таки планировали и как поняли, что вот эта стройка, ее назвали стройкой века, а действительно нигде в мире такой стройки больше не было. Не было по значимости, по грандиозности», — говорил ветеран ГТРК «Амур» Николай Землянский.

В наши дни справедливость восстанавливается. Задолго до поворота экономики страны на Восток Байкало-Амурская магистраль была признана важнейшей транспортной артерией в макрорегионе. Вот уже который года она расширяется, модернизируется и в ближайшем будущем принесет много пользы государству и местным жителям.

Виктория Сытенко

Все новости по теме «К 50-летию БАМа»

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!