Крайняя точка Москвы или как образовалась столица БАМа
Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото
Благоустройство дорог, ремонт и обустройство концертных площадок. Этими и другими хлопотами в преддверии юбилея БАМа охвачены все притрассовые поселки в Тындинском, Зейском округах и Селемджинском районе. Благодаря «стройке века» многие из них были возведены с нуля. Все оснастили социальной, коммунальной, жилой, транспортной инфраструктурой. Рядом с поселком Тындинский воздвигли целый город. Об истории столицы БАМа в нашей юбилейной рубрике расскажет Виктория Сытенко.
Микрорайон советского города среди бескрайней тайги. О том, что здесь, на вечной мерзлоте, в сотнях километров от Благовещенска, может появиться красавица-Тында, прежде и не мечтали. В годы Гражданской войны тут располагался постоялый двор. В 1925-м — перевалочная база строящейся Амуро-Якутской автомобильной магистрали, единственной дороги между Якутией и Транссибом. Спустя 3 года Тындинский становится рабочим поселком, а позже — райцентром Джелтулакского района Читинской области. Первый БАМ, проложенный заключенными к будущей столице магистрали в середине 30-х, не принес больших перемен. С началом Великой Отечественной рельсы разобрали и отправили на нужды фронта. Реальный прогресс наступил лишь с приездом в Приамурье комсомольцев.
— С инженерной точки зрения город Тында будет в окончательном виде просматриваться очень красиво и компактно.У нас улицы, можно сказать, что не прямые какие-то квадратами или прямоугольным очертаниями разбиты, а они повторяют рельеф существующей местности.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 14 ноября 1975 года поселок становится городом. Благодаря «дороге в будущее» Тында всего за одно десятилетие будто сама совершила путешествие во времени. Многоквартирные дома росли один за одним. Бывало, по этажу всего за 3 дня, по девятиэтажке в месяц. Одновременно строились социальные учреждения, скверы, парки и другая инфраструктура. Не хаотично, а в соответствии с четко продуманным планом.
— Чтобы уменьшить продуваемость, возникновение сквозняков и так далее, поэтому получается замкнутая такая застройка. И внутри этой застройки — школа, детский сад.
Но и этого в пик «стройки века» было мало. Численность горожан росла молниеносно — в 6,4 раз всего за 4 года. В 1978-м достигла 26 тысяч человек. А позже — переваливала и за 70. По соседству с деревенскими жителями прописался новый контингент — инженеры, строители, железнодорожники, врачи, учителя и другие специалисты. Много молодежи. Обеспечить комфорт жителям бамовской столицы выпало в первую очередь московским строителям.
В народе Тынду еще называют крайней точкой Москвы. Дело не только в том, что столица БАМа располагается в той же широте, что и российская. Подобно белокаменной, у нее есть свой переходный Арбат, Московский бульвар. Дома так называемой московской серии. А центральная улица носит известное столичное название Красная Пресня. С просьбой об этом местный райком партии в 1975 году обратился совет ветеранов партии комсомола из Краснопресненского района столицы.
Тында — архитектурный памятник трудовым подвигам строителей магистрали и ее самой. Благодаря БАМу она стала узловой железнодорожной станцией, самым юным, высоко расположенным и северным городом Приамурья, где провели яркую молодость и встретили достойную старость его дружные, верные жители — бамовцы.