ВИРТУОЗ В КАБИНЕ ЭКСКАВАТОРА
50 ЛЕТ ПРОШЛО С ТЕХ ПОР, КАК НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО БАМА – УНИКАЛЬНОЙ ПО СВОЕЙ СЛОЖНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ АНАЛОГОВ В МИРЕ. В ТО ВРЕМЯ ПОПАСТЬ НА БАМ МЕЧТАЛИ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ СО ВСЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ЕЩЁ УЧАСЬ В ШКОЛЕ, ОНИ ОТПРАВЛЯЛИ ПИСЬМА В ТЫНДУ, УЗНАВАЛИ, КАКИЕ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ И ПРОСИЛИ ВКЛЮЧИТЬ СЕБЯ В СПИСКИ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ МАГИСТРАЛИ. ОДИН ИЗ НИХ – СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ. НЫНЧЕ ОН ТРУДИТСЯ МАШИНИСТОМ ЭКСКАВАТОРА МК-154 В КОМПАНИИ «БАМСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» (ВХОДИТ В НАЦПРОЕКТСТРОЙ), КОТОРАЯ ВНЕСЛА ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В СООРУЖЕНИЕ ЛЕГЕНДАРНОЙ МАГИСТРАЛИ.
Юный Серёжа отправился из Исилькуля Омской области покорять таёжные просторы после службы в армии в 1983 году. Сибиряку север Амурской области слишком суровым не показался.
– В Тынде я устроился в механизированную колонну (МК) № 94. Строительной специальности у меня не было, поэтому поставили помощником машиниста экскаватора. Это потом я выучился в Иркутской дортехшколе на машиниста. Начинал работать на драглайне – тросовом экскаваторе. Конечно, управлять им тяжеловато по сравнению с гидравликой, но зато набрался опыта, – вспоминает Сергей Соловьёв. – Строительство БАМа уже близилось к завершению, но объёмы работ у мехколонн были колоссальные, к стыковке надо было успеть переработать миллионы кубометров грунта.
Стоит заметить, «Бамстроймеханизация» построила один из сложнейших участков БАМа – подъём на перевал Мурурин. Это самая высокая железнодорожная точка России. Чтобы преодолеть Кодарский хребет, мощная техника – немецкие «Магирусы», японские «Като», «Комацу» – работала круглые сутки зимой и летом. В месяц мехколонны перерабатывали сотни тысяч кубометров грунта. Однако при значительной помощи новых машин решающую роль всё же сыграли люди.
– Конечно, стоит отметить самоотверженность строителей. Ведь приходилось работать в тяжелейших условиях. Но строители не падали духом. После 12-часовой смены залихватски играли на гитарах, от души пели, азартно соревновались на волейбольных и футбольных площадках, – лицо ветерана озаряет озорная улыбка.
А после завершения строительства БАМа жизнь изменилась. Мехколонны «Бамстроймеханизации» отправились на строительство Амуро-Якутской магистрали, потом начались 90-е годы. От прежней стабильности не осталось и следа. Строители увольнялись, искали места, где вовремя платили зарплату, меняли профессию, переезжали.
Ситуация кардинальным образом изменилась со стартом программы развития Восточного полигона. Она дала возможность механизаторам снова проявить своё мастерство.
– Нам создали все условия для работы: новейшая техника, комфортные условия для проживания. О таком раньше мы могли только мечтать, – не скрывает эмоций Сергей Соловьёв. – И работа спорится.
Сегодня опытному машинисту экскаватора доверяют ювелирные операции. При отделке откосов на земляном полотне под железную дорогу важна точность. Счёт идёт на миллиметры, а потому очень важно мастерство механизатора. Один из таких объектов – вторые пути на линии Тында – Бамовская. Здесь механизаторы-виртуозы, такие как Сергей Соловьёв, что называется, сделали погоду. И таких строек было и будет не одна.
Сейчас Сергей Васильевич активно передаёт свои знания молодёжи. Благодаря ему как наставнику уже 5 помощников стали машинистами экскаватора. За большой вклад в развитие БАМа Сергей Соловьёв удостоен государственной награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Впереди у «Бамстроймеханизации» новые задачи, а это значит, что снова будут и волнение перед неизведанным, и гордость за качественно возведённые объекты.
На фото: Как и во времена великой стройки, Сергей Соловьёв демонстрирует своё мастерство
Светлана Назарчук фото: Светлана Назарчук