Тында не сразу строилась: как начинали свою жизнь на севере строители БАМа
Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото
Более тысячи ветеранов «стройки века» приедут в Тынду на юбилей Байкало-Амурской магистрали. Почетных гостей доставят на специальных поездах из Москвы, Хабаровска и Иркутска, сообщает газета «БАМ». Сейчас у них всеобщее признание и множество льгот. А как о строителях «дороги в будущее» заботилась Советская власть, расскажет Виктория Сытенко.
1972 год. Поселок Тындинский. Всего через три года он станет городом, а пока это обыкновенная северная деревушка с грунтовыми дорогами и деревянными домами. Принять целую армию комсомольцев — условий никаких.
«В 72 до того времени, пока «Бамстройпуть» заехал сюда, население было 3,5-4 тысячи в Тынде. А в 78 уже — 26 тысяч. Нужно было всех расселить. Всех накормить. То есть трудились все на своем месте — и снабженцы, и строители», — рассказывает сотрудница Музея истории БАМа Татьяна Окс.
Тында не сразу строилась. Бани, многоэтажные дома, школы, детские сады и другая городская инфраструктура — на это требовались годы. Первоначально бамовцы жили в сборно-щитовых деревянных домах, общежитиях, вагончиках и даже в так называемых «бочках Диогена». Одна из них — экспонат Музея истории БАМа.
Тот период прекрасно помнят Владимир и Рамиля Стенины, оба прибыли на БАМ в 75-м. Здесь встретились, поженились, воспитали троих детей. Уже 45 лет вместе. Владимир Павлович строил мосты, Рамиля Фитратовна работала бригадиром столовых. Выпускница поварского училища из Магнитогорска приехала в Тынду в 18 лет.
«Незаселенный магазин овощной. Они должны были открыться, но не открылся, потому что нас поселили. “Пионер” как достроили, нас переселили в “Пионер”. Жили. Комната была большая, кушали мы нормально в столовой. Что нам не жить! Пришел, переночевал 3-4 часа — и все», — вспоминает ветеран БАМа Рамиля Стенина.
Интересное общение, знакомства, танцы, массовые праздники, демонстрации и, конечно, трудовые задачи, отвлекали молодых людей от бытовых проблем.
«Я и не замечал, что эти годы пролетают. Все в делах, в работе. Задачи были поставлены, соревнования у нас были, значит, между бригадами, между звеньями были организованы. А субботники, слушайте, какие были! Люди собирались, люди контактировали между собой, обсуждали, потом песни пели», — говорит ветеран БАМа Владимир Стенин.
Государство не оставляло строителей магистрали без особого внимания. Бамовцев чаще других обеспечивали комплектами теплых вещей. По целевому чеку давали право купить автомобиль — «Жигули» или даже «Волгу». Недавно прибывшим полагались подъемные, а также кредит на обустройство жилья. Всем платили повышенные зарплаты, предоставляли отпуска в санаториях, профилакториях и другие льготы.
«Был установлен особый коэффициент оплаты труда для всех строителей — 1,7 к окладу. Отпуска гораздо дольше. Потому что к основному отпуску прибавлялось еще 14 северных дней. Затем выход на пенсию на 5 лет, так было оговорено в постановлении, — тоже пораньше. Женщина, которая имела двух детей, могла отработать здесь в условиях, приравненных к Крайнему Северу, 17,5 лет и уходить на пенсию», — поясняет сотрудница Музея истории БАМа Татьяна Окс.
В целом снабжение на БАМе считалось по тем временам очень достойным. К примеру, в тындинских магазинах можно было найти консервы из Болгарии, мясо домашней, дикой птицы и другие продукты. А вот натурального молока и картофеля был дефицит. В труднодоступные притрассовые поселки товар доставляли авиатранспортом. Тресты заводили свои подсобные хозяйства. В Олекме имелись теплицы, стадо коров.
«Во временном каждом поселке были магазины, были клубы, были бани, обязательно, общественные. Было что-то спортивное. Была школа примерно по микрорайонам», — поведала сотрудница Музея истории БАМа Татьяна Окс.
БАМ славился на всю страну дубленками. Первую крупную партию — 10 тысяч штук, строителям доставила делегация из Монголии. Позже в здешних магазинах можно было найти болгарские, югославские, даже турецкие полушубки. За ними охотились и советские знаменитости.
«“Огни магистрали” — когда был такой фестиваль. Вот я был — Братск, Иркутск. Ну туда в основном такая компания, актеры такие солидные, дикторы телевидения. Все за дубленками шпарили в основном. Потому что публика-то понятно, публика была у всех. Народ валил, но еще главная мысль была по складам как-нибудь пошарить. А здесь всюду были дубленки. Ну, так как я был не самый популярный, такие популярные наши певцы — они по 8 штук, а я — полушубочек. Ну тоже что-то купил», — говорил писатель-сатирик Михаил Жванецкий.
Байкало-Амурская магистраль — самая дорогая стройка СССР. Чтобы проложить почти 4,5 тысячи километров железнодорожных путей, возвести более 4 300 мостов, 8 тоннелей, более 200 станций и разъездов и обеспечить всем необходимым ее строителей, потребовалось, по некоторым подсчетам, почти 28 миллиардов советских рублей.