Стройка века: как в годы возведения БАМа проходила жизнь в новых притрассовых поселках
Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото
Все планы по развитию БАМа будут реализованы, заявил Владимир Путин на торжестве по случаю 50-летия начала строительства легендарной магистрали. Полвека назад с Ярославского вокзала Москвы на Дальний Восток отправился первый комсомольский отряд. Что эти и другие ребята с горящими глазами и огненными сердцами возводили помимо самой железной дороги, как шла жизнь в новых притрассовых поселках, узнала наш специальный корреспондент Виктория Сытенко.
Дугда, Тунгала, Ларба — северные амурские реки, чьи наименования в своих станциях навсегда увековечил БАМ. С середины 70-х «Стройка века» стала оживлять даже самые безлюдные места. Притрассовые поселки возводили в невероятно суровых условиях — на территории вечной мерзлоты, в тайге и на марях.
«Февральск был назван в честь села Февральское, которое было основано в 1898 году. Это было маленькое, небольшое поселение. Оно и сейчас у нас село Февральское есть. Начиналось все с отсыпки, которая, по сведениям, была не менее 16 метров. Насыпали грунт, чтобы засыпать болота, чтобы можно было хоть что-то построить», — объяснила и. о. главы администрации Февральска Наталья Натыкан.
Еще почти полвека назад на месте поселка Тутаул было эвенкийское стойбище. Возводить населенный пункт здесь начали в 1981 году. Эту задачу поручили строителям из Подмосковья.
Комсомольские отряды из разных советских республик были закреплены за каждой станцией. К примеру, шефство над Дугдой поручили молдаванам, над Верхнезейском — башкирам. В Тунгалу отправили новосибирцев, в Огорон — ульяновцев. Об их вкладе современникам напоминает облик железнодорожных вокзалов.
Комсомольцы строили притрассовые поселки с большим размахом. Сразу создавали всю необходимую инфраструктуру: многоэтажные дома, детские сады, школы, бассейны, бани, культурные, спортивные комплексы, ФАПы, очистные сооружения, подстанции. Котельные были рассчитаны на несколько десятков тысяч человек.
Заботились и о продовольствии. Вот, как в середине 80-х обстояли дела в строящейся Олёкме Тындинского округа.
— Сейчас у нас подсобное хозяйство нормальное для нашего строительно-монтажного поезда. Мы свое молоко имеем, частично пользуемся своим мясом, овощами обеспечено почти все наше население.
— Вот у меня, например, в руках посмотрите медаль. Её подарили в 1983 году рожденному в столице БАМа, в городе Тынде. Как раз 83-й год, когда был пик рождаемости. Можем по нашим архивным книгам отследить, по количеству записей. Это вот городские составлены. Если вот в 70-е по 3-4 книги. Дальше все больше-больше.
Метрические книги тындинского загса наглядно показывают, как стремительно увеличивалось население станций.
В Тунгале, куда в 86-м году высадился первый десант из четырех строителей, через три года проживала почти тысяча человек. Это не только приезжие специалисты, но и коренные бамовцы.
«Если, допустим, в 74-м году родилось около 300 малышей, чуть больше. То к 83-м году это количество детей увеличилось за тысячу. И в 86-м году был пик рождаемости — количество новорожденных детей превысило 2 000, почти 2 300 детей. Из этих 2 500 — полторы приходилось на город, и почти 1 000 рождений было в поселках», — рассказала начальник Тындинского загса Наталья Жадан.
В 90-е детей стало рождаться меньше, как и по всей стране. Развал Советского Союза крепко ударил по бамовским поселкам: стройки заморозили, многие предприятия закрылись, люди стали уезжать. Всё бы уже давно могло погибнуть, если бы не магистраль, которая, как в советские годы, так и сейчас гарантирует стабильность работы и обычной жизни. Тем более что президент Владимир Путин дал четкие указания развивать БАМ, что сейчас и выполняется.