Со съезда Ленинского комсомола — на строительство БАМа!
50 лет назад, 27 апреля 1974 года, с Ярославского вокзала Москвы на строительство Байкало-Амурской магистрали выехал первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В отряд вошли комсомольцы всех союзных республик. Командиром отряда был утверждён делегат XVII съезда комсомола, Герой социалистического труда Виктор Лакомов.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) (С 1985 года — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход к Тихому океану.
БАМ проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, республик Бурятии и Якутии, Забайкальскому и Хабаровскому краёв. По сложности строительства не имеет равных. Общая протяжённость магистрали – 4287 километров. Наивысшая точка 1323 метра над уровнем моря. Пересекает 11 крупных рек, 7 горных хребтов, имеет по всей протяжённости 2230 больших и малых мостов, более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. При строительстве БАМа было пробито 8 тоннелей, построено более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков. В целом мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.
В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Этот год считается годом второго рождения БАМа: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских ударных отрядов и частями железнодорожных войск СССР. XVII съезд ВЛКСМ, проходивший с 23 по 27 апреля 1974 года, объявил строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Создан Центральный штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМом.
Как сообщала газета «Правда», на стройку века комсомольский отряд провожали с Ярославского вокзала столицы всей страной. Через несколько суток поезд привёз молодых людей в Тайшет, где железная дорога раздваивалась: северная её часть была БАМом, южнее проходил Транссиб. Здесь комсомольский отряд тоже разделился на две части. Одни отправились в Усть-Кут, другие прямиком в Тынду – из этих городков они и должны были вести строительство магистрали навстречу друг другу.
В сентябре 1974 года, в честь 70-летия советского писателя Николая Островского, комсомольцы уходили на корчагинскую вахту под девизом: «Комсомолец! Эстафету рождённых бурей, закалённых, как сталь, ты сегодня продолжи, строя Байкало-Амурскую магистраль». Через стройку века прошли сотни тысяч комсомольцев, которые в труде закалили свой характер.
27 октября 1984 года все газеты Советского Союза опубликовали долгожданную весть о завершении укладки главного железнодорожного пути и открытии рабочего движения поездов на всём протяжении магистрали.
30 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присвоении имени Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения». В нём отмечалось:
«Учитывая большой вклад Ленинского комсомола в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — Всесоюзной ударной комсомольской стройки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: присвоить имя Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения и впредь именовать эту дорогу — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола».