Оживленная магистраль: Путин пообещал развитие городов вдоль БАМа
Алена Нефедова Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Объем перевозок по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям в течение 10 лет должен увеличиться со 173 до 270 млн т в год. Об этом заявил Владимир Путин на торжественном мероприятии по случаю 50-летия с начала активного строительства БАМа. Оно прошло 23 апреля в Кремлевском дворце — в том же зале, где полвека назад съезд ВЛКСМ провозгласил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали послужит увеличению экспортных и транзитных возможностей России, добавил президент. В частности, эксперты предрекают стремительный рост грузопотока между нашей страной и Китаем.
В том же месте, полвека спустя
В Кремлевском дворце 23 апреля собрались представители трех поколений, возводивших главную транспортную артерию страны. Фойе дворца украсили памятными фотографиями времен строительства магистрали, для гостей играл оркестр.
Именно в этом зале 50 лет назад, 23 апреля 1974 года, открылся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ и объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Спустя несколько дней, 27 апреля, по окончании съезда, первый всесоюзный отряд прямиком из дворца отправился на Ярославский вокзал, а дальше — на восток страны.
— Это событие и сама идея, безусловно, овеянная и романтикой созидания, и энтузиазмом молодых, вдохновляли тогда практически всю страну: и стихи слагали, как мы с вами помним, и песни пели. «Слышишь, время гудит: БАМ» — эти и другие строки популярных тогда песен отражали настрой сотен тысяч людей. Они уезжали строить легендарную магистраль, выбрав для себя судьбу первопроходцев, — сказал Владимир Путин на торжественной церемонии.
Президент вручил госнаграды представителям транспортной отрасли, которые внесли весомый вклад в создание магистрали. Он напомнил, что в этой работе были задействованы около 2 млн человек. Для многих строительство БАМа и работа на магистрали стала делом всей жизни. Кроме того, магистраль возводили бригады со всего СССР.
— Строители из Грузинской ССР при строительстве поселка Ния поставили себе такую задачу: создать на БАМе красивый, на сто процентов благоустроенный поселок, кусочек родной Грузии. Станцию и поселок Кунерма строили рабочие из республик Северного Кавказа, — рассказал «Известиям» зампред комитета ГД по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
Желание максимально быстро построить БАМ объяснялось несколькими причинами. В то время государству нужен был второй выход к Тихому океану помимо существовавшей Транссибирской магистрали. Кроме того, не менее важным был и доступ к полезным ископаемым.
— БАМ сыграл огромную роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, нашего Севера, позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа. Задействовать эту мощную сырьевую базу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности, — заявил президент.
Теперь Байкало-Амурская магистраль — одна из наиболее протяженных железнодорожных линий в мире. Ее длина — 4287 км, на ней расположены 280 станций и разъездов, 4,2 тыс. мостов, а также несколько тоннелей длиной более километра. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Обе магистрали — и БАМ, и Транссиб — РЖД развивает в рамках проекта «Восточный полигон».
Дальнейшее развитие БАМа
Рост объемов перевозок в восточном направлении придает этому транспортному коридору новое стратегическое значение, особенно в условиях переориентации страны на восток из-за введенных санкций, считает Александр Спиридонов. Развитие всего Восточного полигона сегодня как раз направлено на рост пропускной способности и объемов грузоперевозок как на территории самой России, так и с дружественными странами.
Модернизация самых протяженных железнодорожных веток России поможет стране выиграть конкуренцию за глобальные транспортные потоки, считает депутат. Сегодня магистраль уже стала одним из ключевых звеньев, объединяющих Россию и Китай. Она соединяет порты, без которых нельзя представить себе торговлю между этими странами.
— Стремительный рост грузопотока между нашими странами требует увеличения пропускной способности Восточного полигона в целом и БАМа в частности, поскольку Транссибирская магистраль работает почти на пределе своих возможностей, — сказал Александр Спиридонов.
Владимир Путин напомнил, что в этом году запускается очередной — уже третий по счету — этап развития БАМа и Транссиба. По его словам, помимо увеличения пропускной способности, предстоит расширить узкие участки БАМа и на всем ее протяжении проложить вторые пути. Таким образом, на горизонте десяти лет объем перевозок по Восточному полигону железных дорог должен увеличиться с нынешних 173 до 270 млн т в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали уже увеличилась втрое за последние 12 лет и продолжает расти, сказал президент.
— Как и наши предшественники, мы реализуем этот проект с привлечением передовых технологий и инженерных решений. Сформируем дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных и металлургических предприятий, на услуги строительного комплекса и целого ряда других отраслей, — добавил глава государства.
Отдельно президент коснулся улучшения качества жизни людей в населенных пунктах вдоль Байкало-Амурской магистрали. В частности, речь идет о Тынде и Северобайкальске. В Народном фронте «Известиям» напомнили, что следят за всеми поручениями президента, включая развитие БАМа. По их данным, третий этап модернизации БАМа и Транссиба обойдется примерно в 3,7 трлн рублей.
— Эти средства стоит воспринимать как вложения в развитие страны, так как в долгосрочной перспективе снизятся транспортные издержки национальной экономики, повысится логистическая доступность регионов, увеличится скорость доставки грузов и проезда пассажиров, повысится занятость в местах строительства и, соответственно, покупательская способность, — сказала руководитель «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.
Дальнейшее развитие БАМа послужит увеличению экспортных и транзитных возможностей России как важнейшего звена Евразийской транспортной системы.
iz.ru/1686774/alena-nefedova/ozhivlennaia-...