Месть и жители: как в Израиле относятся к перспективе эскалации конфликта в регионе

09:48
-
Месть и жители: как в Израиле относятся к перспективе эскалации конфликта в регионе

Прохор Доренко   Фото: Global Look Press/IMAGO/Bashar Taleb apaimages

Иран может нанести удар по целям в Израиле в ответ на атаку на консульство республики в Дамаске уже в ближайшие 24 часа. 12 апреля вечером северные районы еврейского государства обстреляла с территории Ливана проиранская группировка «Хезболла». Речь идет о нескольких десятках ракет. Однако жители Тель-Авива говорят, что за полгода войны Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) и палестинского движения ХАМАС они привыкли к подобным новостям. А некоторые израильтяне и вовсе желают, чтобы Тегеран нанес этот «удар мести». Почему так и как в целом мирное население относится к возможному вступлению Исламской Республики в войну — в репортаже «Известий».

«Израиль может уничтожить Иран всего лишь одной ядерной ракетой»

Группировка «Хезболла» приступила к массированным обстрелам северной части Израиля: вечером 12 апреля с территории Ливана по северу еврейского государства было выпущено около 50 ракет. США на фоне атак «Хезболлы» и ожидания иранского «удара мести» перебрасывают подкрепление на Ближний Восток.

Мировые СМИ ждут атаку Тегерана после того, как ВВС еврейского государства нанесли удар по консульству Ирана в Дамаске в начале апреля. В заголовках информационных ресурсов и телеэфирах говорится чуть ли о неминуемой третьей мировой войне, которая может вспыхнуть со дня на день.

Но кажется, на повседневной жизни израильтян в Тель-Авиве такое нагнетание никак не сказывается: нет ни страха, ни паники, местные ведут себя на удивление весьма беззаботно.

— Никто их [Ирана] не боится, это они должны бояться нас [Израиль], они для нас пустое место. Я скажу тебе, что у нас все только и мечтают, чтобы иранцы напрямую ударили по нам. Если в секторе Газа наша армия сейчас воюет, можно сказать, аккуратно из-за большого количества мирных, то при нападении на нас со стороны Ирана мы не будем уже ни с кем считаться, — разразился в разговоре со мной таксист с волевым лицом по дороге из аэропорта в отель.

Он произнес эти слова настолько резко и убедительно, что я решил сразу спросить о причине его безапелляционной уверенности.

— Израиль может уничтожить Иран всего лишь одной ядерной ракетой! Одна ракета — и этих клоунов больше не будет существовать! Понимаешь, что это касается и любой другой страны? Если даже не прибегать к ядерному оружию, я уверен в успехе израильской армии, потому что сам там служил и знаю, насколько всё там делается профессионально. Наш народ не напугаешь всякими угрозами, — сказал водитель и мельком продемонстрировал мне свою татуировку на левом плече, по-видимому, в знак доказательства прохождения воинской службы.

Разглядеть, однако, я ее не успел.

Дальше мы немного отклонились от вопросов региональной нестабильности и перешли к внутренней политике Израиля. Впрочем, таксист с первой минуты вынужденного знакомства не произвел впечатление человека, который поддерживал бы оппозицию. Противника израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху Яира Лапида и участников протестов в городах он грубо обругал, снабдив свою оценку довольно большим количество обсценной лексики. Так за десять с небольшим минут я прошел небольшой экскурс по ключевым политическим реалиям страны.

Доехали до съезда с трассы, там — большая, по местным меркам, пробка из-за светофора. Водитель нарушает правила и объезжает затор по обочине. «Я своего рода злостный нарушитель. Тебе понравилось, как я это сделал? Они [остальные участники дорожного движения] даже не поняли, что произошло», — расхохотался водитель.

Когда мы въехали в город, показались многоэтажные гостиницы и длинная береговая пляжная линия. Таксист сразу же обратил мое внимание на полные парковки перед пляжной зоной и толпы гуляющих по набережной людей с детьми.

— Все гуляют, и никому нет дела до Ирана и его угроз. Но главное — как только зайдешь в отель, сразу спроси, где есть укрытие на случай любой ракетной опасности, — с явной заботой сказал он мне напоследок.

«Нашим врагам ни разу ничего не удавалось»

По приезде в отель я первым же делом, следуя наставлениям, поинтересовался о бомбоубежище. Девушка на стойке регистрации вежливо сказала мне, что оно находится на минус первом этаже, где и ресторан. Она продублировала эту информацию, показав рукой на прикрепленный при входе в лобби напечатанный листок: «Если прозвучат сирены — безопасным для вас местом будет ресторан, который находится внизу».

— Не беспокойтесь, вы будете в безопасности, — успокоила она меня и вернула документы.

После размещения первым делом направляюсь на набережную, чтобы своими глазами увидеть, есть ли у местных беспокойство по поводу угрозы со стороны Ирана. Люди занимаются различным выходным досугом (в Израиле пятница — сокращенный рабочий день), молодежь играет в пляжный волейбол, катается на электросамокатах, велосипедах и скейтбордах.

Компания из двух друзей как раз съезжала мимо меня с крутой горки на своих бордах, поочередно снимая друг друга на камеру. Подхожу к ним, отмечаю, что у них здорово получается, заодно интересуюсь их мнением по поводу сообщений СМИ.

— Нам это абсолютно неинтересно. Нашей стране бросают вызовы с момента ее основания (государство Израиль было основано 1948 году. — «Известия»). Нашим врагам ни разу ничего не удавалось. Израиль живет и процветает, — говорит один из них.

Те, кто постарше, тоже находят для себя занятие: старики играют в нарды — здесь для этого установлены специальные столы и скамейки. Партия за партией сопровождается, судя по интонации, беседами о простых бытовых вещах. Разумеется, сложно сказать, о чем они говорят, но слова «Иран» я точно не услышал.

Безусловно, единственная вещь, которая заботит население Израиля и преследует людей на каждом пути, — отнюдь не возможная война с Ираном, а освобождение похищенных ХАМАС заложников во время «черной субботы» 7 октября 2023 года. Их фотографии развешаны рядом с посольствами и государственными зданиями, напоминая о трагедии. Однако за полгода люди здесь, кажется, уже привыкли находиться в состоянии войны.

— Она идет шесть месяцев, население не может постоянно находиться в поникшем состоянии и трауре. Всем хочется продолжать свою жизнь или же попросту ее демонстрировать назло всем врагам, — рассказывает Марк, репатриант из России.

По его личным наблюдениям, 7 октября в обществе бушевала паника: одни стояли в огромных очередях за продуктами, другие и вовсе улетали. Тем не менее сейчас, после удара по иранскому консульству, люди перестали так остро реагировать на происходящее.

Решится ли Иран на атаку Израиля

Вместе с тем до ответного удара со стороны Тегерана по еврейскому государству остаются считаные часы, пишут западные СМИ со ссылкой на источники. По некоторым данным, против военных целей внутри страны будут применены сотни беспилотников и десятки ракет. Однако, по всей видимости, Исламская Республика всё еще задействует дипломатические каналы, чтобы избежать прямого столкновения.

«Если бы Совбез ООН осудил агрессивный акт сионистского режима в отношении наших дипломатических объектов в Дамаске и затем привлек к ответственности виновных, то необходимости наказания Ираном этого режима-изгоя можно было бы избежать», — говорится в заявлении постпредства Ирана в ООН.

В целом эти действия стоит расценивать как жест доброй воли со стороны Тегерана, поскольку там прекрасно осознают цель Израиля — спровоцировать Иран на зеркальный ответ, рассказал в беседе с «Известиями» политолог, преподаватель экономического факультета РУДН Фархад Ибрагимов.

— Разумеется, Иран прекрасно понимает, что ответ по Израилю должен быть таким, чтобы всё не вылилось в крупномасштабную войну. Атака 1 апреля, в годовщину провозглашения Исламской Республики — не иначе как попытка втянуть Иран в большую войну, которая может обернуться для него катастрофическими последствиями, — заявил он.

С другой стороны, для Тегерана также будет важным и сохранить сдержанность, чтобы продемонстрировать спокойствие перед любыми провокациями еврейского государства. Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян пообещал, что ответные меры будут «ограниченными», чтобы не допустить эскалации, сообщает Axios.

iz.ru/1681647/prokhor-dorenko/mest-i-zhite...

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!