Единый непобедимый: как облегчат процедуру ЕГЭ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Школьники смогут пересдать ЕГЭ только по одному предмету, причем первый полученный результат при любом исходе будет аннулирован, сообщили в Рособрнадзоре. Ранее право на пересдачу школьникам предложил дать президент России Владимир Путин. Эта реформа спровоцировала новый всплеск идей о том, каким должен быть единый госэкзамен, у которого по-прежнему достаточно много противников. О том, будет ли меняться ЕГЭ в ближайшие годы, — в материале «Известий».
Как будут пересдавать ЕГЭ
Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил дать ученикам возможность выбирать один предмет для пересдачи ЕГЭ до конца приемной кампании в вузы.
На днях в Рособрнадзоре предупредили, что школьникам важно правильно оценить свои возможности: «Первый результат будет аннулирован независимо от того, будет он выше или ниже». Причем в случае с ЕГЭ по иностранным языкам можно пересдать экзамен только полностью — отдельно письменную или отдельно устную его часть исправить не получится.
Также президент в послании призвал в принципе совершенствовать механизм единого госэкзамена. После этого появилось несколько инициатив, касающихся ЕГЭ, которые, впрочем, «совершенствованием» сложно назвать. В частности, в очередной раз прозвучала идея о том, чтобы отменить обязательную сдачу госэкзамена при выпуске из школы, разрешив выбрать традиционные выпускные испытания. Законопроект на этот счет собираются внести депутаты ЛДПР, которые назвали ЕГЭ вредным механизмом. К поэтапной ликвидации госэкзамена призвали и в партии «Справедливая Россия — За правду».
Могут ли отменить ЕГЭ
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин заметил, что можно рассуждать об отмене ЕГЭ в перспективе до 2030 года, но в этом «не будет практического смысла»: за последние годы ЕГЭ стал реальными инструментом, который объективно показывает уровень учебной подготовленности каждого школьника.
Эксперты подчеркивают, что идеи о кардинальном изменении и тем более об отмене госэкзамена чаще всего оказываются самым простым способом понравиться избирателям.
— На предвыборных этапах вопрос о ЕГЭ возникает всегда, потому что это очень чувствительная тема, — сказала «Известиям» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Другим поводом для таких предложений служит обычно ежегодное подведение итогов госэкзамена и обсуждение новостей с его изменениями.
Академик Российской академии образования, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов отмечает, что подобные разговоры часто ведутся людьми, которые никогда с ЕГЭ не сталкивались. Это, кстати, доказывают и различные исследования. Так, опрос SuperJob на днях показал, что почти две трети россиян выступают против ЕГЭ (хотя среди педагогов число противников сокращается), но, если верить прошлогоднему опросу фонда «Общественное мнение» с похожими результатами, в подобных опросах участвует больше половины респондентов, в чьих семьях никогда никто ЕГЭ не сдавал.
— Соцопросы авторитетных социологических служб подтверждают — те, кто сами сдавали экзамен или готовятся его сдавать, а также учителя, знающие и понимающие все его нюансы, относятся к ЕГЭ положительно или нейтрально, — заявили «Известиям» в Рособорнадзоре.
По мнению ведомства, критика звучит в основном со стороны тех, кто не имел личного опыта сдачи ЕГЭ. В доказательство в Рособрнадзоре приводят данные опросов ВЦИОМа.
— Подобные разговоры в пользу бедных: если население не любит ЕГЭ, нужно предложить его отменить, — сказал Виктор Болотов «Известиям». — То же самое со стрессом детей якобы из-за наличия камер в кабинетах. Но разве мешают им камеры в магазинах, в аэропортах? Думаю, никаких послаблений, связанных с самой процедурой проведения ЕГЭ, ждать не стоит.
Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова считает, что процедура ЕГЭ устоялась, в том числе отработаны и необходимы все предпринимаемые на разных уровнях меры безопасности. Ирина Абанкина также отмечает, что всерьез ЕГЭ отменять никто не собирается: и Рособрнадзор, и Минпросвещения исходят из того, что итоговая аттестация по окончании среднего общего образования обязательно нужна и должна быть максимально независимой от школы.
В Рособрнадзоре заявили «Известиям», что «изменений в процедуре проведения ЕГЭ не планируется, так как и организационная, и технологическая, и содержательная части ЕГЭ показали свою эффективность в части обеспечения объективной оценки уровня освоения выпускником школьной программы».
— Вместе с тем процедура проведения ЕГЭ ежегодно совершенствуется с учетом предложений региональных органов управления образованием и профессионального сообщества, — подчеркнули в ведомстве. — Прежде всего, предложения касаются технологических аспектов экзамена, направленных на информационную безопасность, вопросов совершенствования контрольных измерительных материалов и создания безопасных и комфортных условий при проведении экзамена.
Член общественного совета при Рособрнадзоре, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки Московского центра качества образования Роман Дощинский подчеркивает, что за 20 лет с того момента, как впервые появился ЕГЭ, механизм сдачи экзамена всё время совершенствовался — и с технической точки зрения сейчас «всё на своем месте».
— Если говорить о каких-то изменениях в процедуре, то важно понимать, что, как только мы сдвинем что-то в одном месте, придется менять что-то в другом и третьем, — сказал он «Известиям». — Даже пересдача одного экзамена повлечет за собой изменение расписания ЕГЭ, дополнительную работу с документами и т.д.
ЕГЭ как отражение школьных знаний
Роман Дощинский считает, что обсуждение совершенствования механизма ЕГЭ должно касаться не организационных процедур, а других сопутствующих вещей. В частности, он полагает, что претензии к ЕГЭ могли накопиться в связи с тем, что ранее в стране допускалась большая вариативность используемых в школах учебников. Разработчикам контрольно-измерительных материалов (КИМ) всегда задавали вопрос, на какой же из учебных пособий они ориентируются.
— Но пройдет еще несколько лет, и мы перейдем на единые учебники, — сказал он. — По истории это уже произошло, и всё, что есть в этом учебнике, по идее должно плавно перетечь в экзамен. В русском языке мы только на полпути, потому что пока министерство сохранило переходный период с учебниками из-за невозможности сразу сделать новую закупку. Но вообще это очень верный шаг: если есть единый экзамен, то должны быть и единые учебники.
Эксперт подчеркивает, что считает даже более важным в послании президента фразу о том, что экзамен должен реально отражать то, чему учат на уроках. А это значит, что следует больше доверять школе в подготовке к экзамену, отходя от практики привлечения армии репетиторов в 10 и 11 классах.
— У нас есть целый пакет государственных документов, связанных с образованием, в том числе федеральная государственная образовательная программа, в которой всё прописано: в каком классе какая тема и по какому предмету должна изучаться, — продолжает Роман Дощинский. — Соответственно, в едином государственном экзамене тоже всё должно быть четко соотнесено с этой федеральной образовательной программой. У ученика не должно складываться впечатление, что ему чего-то недодали в школе. В принципе, я и сейчас не вижу этого.
Причем речь не должна идти об упрощении ЕГЭ, говорит Борис Илюхин.
— Мне кажется, упрощать некуда, — сказал он. — Нужно реально посмотреть на положение дел — около 30% выпускников 9-го класса испытывают проблемы со сдачей математики ОГЭ. Доля выбора физики и химии в 9-м классе минимальна. Огромное число детей — около 40% — сдает географию не потому, что ее знает, а потому, что хочет просто получить аттестат с минимумом усилий.
В конечном итоге проблемы образования не находятся в плоскости единого государственного экзамена, подчеркивает эксперт Президентской академии: важнее решать вопросы нехватки учителей, взаимоотношений ученик – учитель, перегрузки школьной программы в среднем звене и низкой мотивации детей к получению знаний.
Академический директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин также подчеркивает, что ЕГЭ — это оптимальный формат государственной итоговой аттестации, но признает, что это серьезный стресс для школьников. В пример приводит свою дочь-одиннадцатиклассницу, которая очень переживает уже сейчас.
— Я обсуждал с дочерью тему пересдачи экзамена, на что она ответила, что «этой пытки она еще раз не выдержит», — рассказал он «Известиям». — Хорошо, что есть такая возможность, но вряд ли она как-то повлияет на уровень стресса, который испытывают выпускники и родители. Их тревожность можно снизить, если в школах будет реализована продуманная подготовка ребят к экзаменам.
По его словам, панические настроения часто появляются, когда человек недостаточно информирован. Поэтому, считает он, важно вводить дополнительные школьные занятия по подготовке к ЕГЭ в 11-м классе, на которых ученики познакомятся с форматом, критериями оценивания, а главное — с теми подводными камнями и ловушками, которые хранит в себе экзамен.
Каким ЕГЭ будет в будущем
Виктор Болотов замечает, что сейчас всерьез прорабатывают вопросы, связанные с дистанционным прохождением ЕГЭ.
— Но тут встает очень сложный вопрос прокторинга (процедуры контроля соблюдения правил во время дистанционного тестирования. — Ред.), причем во всем мире он до конца не решен, — сказал эксперт. — Как гарантировать, что ребенок не списывает, ему никто не подсказывает? Тем не менее над этим активно работают, и ситуация с пандемией коронавируса эту тему форсировала.
Ирина Абанкина также отмечает со ссылкой на руководителей Минпросвещения и Рособрнадзора, что школьников ожидает постепенный переход на электронный формат сдачи экзамена, привлечение искусственного интеллекта к проверке работ. И в целом возможна некоторая аккуратная «либерализация» экзамена, говорит она: организаторы будут стараться привносить больше спокойствия в проведение ЕГЭ, нивелируя риски, связанные с плохим самочувствием, с трудностями дороги, нервными срывами и так далее.