Технический процесс: переговоры в Швейцарии вышли за рамки вопросов безопасности
Даниил Сечкин Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
В Женеве завершился первый день переговоров России, США и Украины об урегулировании конфликта. Туда же прибыл и десант европейских дипломатов: представители Лондона, Парижа, Берлина и Рима пытались включиться в процесс в кулуарах. Их цели еще предстоит выяснить. Тем более что накануне встречи со стороны Киева не фиксировалось настроя на урегулирование, заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник. Кроме того, закрытые дискуссии шли на фоне раскола в украинской группе — ее представители спорили о выгодах скорейшего заключения сделки под эгидой США. Эксперты отмечают: характер встреч после Абу-Даби сильно изменился, круг обсуждаемых вопросов расширился, среди них наверняка появились политические требования со стороны России, в частности о статусе русского языка и канонической православной церкви.
Как прошел первый день трехсторонних переговоров в Женеве
Встреча в Швейцарии 17 февраля, судя по всему, прошла плодотворно: переговоры России, США и Украины продолжались больше четырех часов. Как и предыдущие раунды в ОАЭ, они велись в закрытом от прессы формате, контакты были как трехсторонние, так и двусторонние. Воздержались участники и от официальных заявлений. Однако мировой общественности было что обсудить.
Если об изменениях в российской делегации было известно заранее — в этот раз ее возглавил посланник президента РФ Владимир Мединский, а в состав вошел и замглавы МИДа Михаил Галузин, то американская сторона удивила буквально накануне. Помимо уже традиционных переговорщиков — Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера — во встрече участвовали военные: командующий Вооруженными силами США и НАТО в Европе генерал Алекс Гринкевич и министр армии Дэниел Дрисколл.
Их присутствие неслучайно. Со стороны Москвы в Женеву ожидаемо прибыл начальник Главного управления Генштаба ВС РФ Игорь Костюков, который ранее представлял Россию в ОАЭ. Напомним, в Абу-Даби обсуждались вопросы безопасности, то есть в основном взаимодействие по линии военных представителей. Итогом стало в том числе возобновление контактов между оборонными ведомствами РФ и США, прерванных еще в 2021 году.
В Женеве же к переговорам добавился выраженный политический аспект. Основное внимание было уделено непосредственно статусу территорий, находящихся под контролем РФ. Кроме того, участие Мединского, традиционно представляющего политические требования Кремля, свидетельствует о попытке совместить технические договоренности с политическими требованиями Москвы.
Одним из таких технических аспектов, по информации американских СМИ, стало создание механизма мониторинга режима прекращения огня после заключения мирного соглашения. Вместе с тем, судя по публичным заявлениям Владимира Зеленского, настроя со стороны Киева на мирное урегулирование не фиксировалось, заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
— События последних суток не давали оснований, по крайней мере на земле, говорить о том, что Украина прямо предрасположена к достижению какого-то серьезного результата. И то количество дронов, которые прилетели [по российским регионам], и события в Крыму, и прилеты по Белгородской области. Серьезных оснований, что изменился подход со стороны Украины, мы не наблюдали, — подчеркнул дипломат.
Перед началом сессии глава украинской группы Рустем Умеров обозначил в качестве приоритетов гуманитарный блок и предоставление гарантий безопасности. Из-за этого среди представителей Киева даже наметился раскол. Сообщается, что делегация разделилась на два лагеря из-за разногласий по поводу подписания соглашения под патронажем Вашингтона. Глава офиса президента Украины Кирилл Буданов (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов) якобы настаивает на скорейшем достижении договоренностей с Россией при посредничестве США, опасаясь, что окно возможностей для Киева скоро закроется. Однако значительная часть украинских переговорщиков занимает иную позицию.
Любопытно, что, хотя встреча и была трехсторонней, участников переговорного дня оказалось гораздо больше. Там же, в здании отеля Intercontinental, как сообщается, находилась британская делегация во главе с советником премьер-министра Великобритании по нацбезопасности Джонатаном Пауэллом. По имеющимся данным, еще утром Пауэлл провел консультации с Уиткоффом и Дрисколлом. Кроме того, в Женеву прибыли представители Франции, Германии и Италии — в кулуарах планировались встречи с американской и украинской делегациями, утверждают европейские СМИ.
Что изменилось в переговорах в Швейцарии
Характер встреч по украинскому урегулированию изменился, заявил в разговоре с «Известиями» эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов. Такой вывод можно сделать и по составу российской делегации, и по численности.
— Скорее всего, на встрече могли быть затронуты более чувствительные вопросы. Ранее говорили о технических моментах — прекращении огня, обмене военнопленными. Это тоже спорные вопросы, но, судя по составу российской делегации, в Женеве могли обсуждаться именно политические аспекты, которые по определению сложнее для обеих сторон, — отметил эксперт.
Главным камнем преткновения остается территориальный вопрос. Киев по-прежнему отказывается выходить с оставшейся части Донбасса и оспаривает статус Запорожской АЭС. Не меньше осложняют переговорный процесс и послевоенные гарантии безопасности. Украина просит условия, аналогичные 5-й статье устава НАТО, Москва же категорически отвергает идею присутствия иностранных военных на украинской территории. Однако это далеко не все спорные вопросы.
Участие Мединского может означать и то, что российская сторона подняла вопрос о статусе русского языка и статусе канонической православной церкви, подчеркнул Кортунов. Это те темы, которые украинская сторона всё это время старалась по возможности оставлять за скобками переговорного процесса.
В любом случае, вряд ли можно избежать обсуждения мониторинга прекращения огня. Стороны понимают: подписание договоренностей не гарантирует их выполнения, указал Кортунов. Когда подписывались вторые Минские соглашения, был создан похожий механизм под эгидой ОБСЕ, но и у Москвы, и у Киева есть сомнения в эффективности участия этой организации в урегулировании.
В начале февраля о перспективе содействия мониторингу заявлял глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис — он также участвовал в женевских переговорах. После недавних визитов в Киев и Москву он подтвердил, что ОБСЕ готова поддержать реализацию урегулирования при наличии согласия всех сторон и необходимых условий на местах.
С последним пунктом пока особенно тяжело: Украина каждый раз усиливает обстрелы российских городов в преддверии переговоров. В частности, с 9 по 15 февраля более 140 мирных жителей, в том числе шесть несовершеннолетних, пострадали от ударов со стороны ВСУ, сообщил в своем Telegram-канале Родион Мирошник. Всего по гражданским объектам на российской территории ВСУ за этот период выпустили не менее 2563 боеприпасов. Только в Брянской области и только в период с 08:00 мск 15 февраля по 16 февраля было уничтожено 229 беспилотников ВСУ, сообщал ранее губернатор региона Александр Богомаз. Киев усилил интенсивность и артиллерийских, и ракетных ударов, и атаки с применением беспилотников.
Российской стороне пришлось отвечать на удары, в том числе по используемым ВСУ и украинским ВПК объектам энергетики.
Обычно интенсификация атак со стороны ВСУ в преддверии переговоров связана с тем, что Киев хочет продемонстрировать свою возможность вести боевые действия и наносить России ущерб, заявил «Известиям» политолог Юрий Светов.
— Что касается нынешней ситуации, то она связана с попыткой выторговать энергетическое перемирие. Сейчас на Россию со всех сторон идет давление, чтобы мы остановили свои удары, — отметил он.
Светов подчеркнул: Москва не наносит ударов по гражданским объектам, а атакует то, на чем держится оборонная промышленность Украины, система поставок вооружений на фронт и все ВСУ. Тем не менее перемирие в виде приостановки ударов по энергетике, по данным СМИ, также стало одной из тем на встрече в Женеве — 18 февраля стороны продолжат обсуждать будущее урегулирование.
Трехсторонние переговоры России США и Украины в Женеве 17 февраля
