«Золотое звено»: как на БАМе открыли сквозное движение
Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото
Железнодорожники реконструировали разъезд Сосновый на участке БАМа Юктали — Тында. Над двухпутной вставкой трудились 2 года. В результате пропускная способность линии должна увеличиться с 30 до 44 пар поездов в сутки. Событие важное, но еще более яркая историях произошла на БАМе в 1984-м. Тогда там уложили Золотое звено и открыли сквозное движение.
— Сегодня с прокатного стана Кузнечного металлургического комбината имени Ленина сошли рельсы для Золотого звена Байкало-Амурской магистрали.
Осень 1984-го. На БАМе готовятся отметить открытие сквозного движения. Участники всесоюзной стройки шли к этому 10 лет. Отважились на отчаянный рывок — соединить магистраль на год раньше плана.
«Чувствуется большой подъем у всех. Не только у нашей бригады, мехколонны, мостовиков, буровиков. В общем-то, радостно. Очень много прошли, испытали на БАМе. Стали совершенно другими людьми. В то же время грустно. Это последние кубы. Когда еще такая стройка будет!» — говорил один из строителей БАМа Николай Таликин.
Честь уложить финальные рельсы досталась опытным бригадирам Александру Бондарю и Ивану Варшавскому. Друзья в обычной жизни, соперники в работе, оба строили БАМ с самого начала. Бондарь стартовал в поселке Звездном Иркутской области, Варшавский — двигался навстречу с востока, из Тынды.
«Трудно было себе в начале года представить, что мы придем к 7 ноября. Но потом, когда приняли решение прийти к 1 октября, это вообще считалось немыслимо. А вот сейчас уже середина сентября, а мы готовы прийти не только к 1 октября, а готовы прийти уже к 25 сентября. Даже еще раньше. То, что не верилось, оказывается, можно сделать, и можно сделать своими руками», — говорил Герой Социалистического Труда Александр Бондарь.
К августу рабочих под руководством двух передовиков разделяли еще немалые 85 километров. Видя твердую решимость бамовцев идти на опережение, большой праздник назначили на 1 октября на забайкальской станции Куанда. Бригада Бондаря даже установила мировой рекорд — уложила почти 5 с половиной километров рельсов за сутки. Торопился и Варшавский. Но тут случилось непредвиденное.
На восточном участке обвалился самый высокогорный на всей магистрали Кодарский тоннель. Бригада Варшавского решает идти в незапланированный обход. А в это время бондаревцы финишируют в Куанде. Понимая серьезность ситуации, они мобилизуются и следуют навстречу товарищам. Ведь на БАМе своих не бросают. В итоге 29 сентября бригады встречаются на разъезде Балбухта, в 40 километрах от Куанды, где проводят рабочую стыковку. Почти 4 с половиной тысячи километров магистрали соединились.
Церемония под прицелом камер с оркестром и флагами при участии целой армии строителей все-таки состоялась через пару дней в Куанде. Дальневосточники до сих пор благодарят за трудовой подвиг, признается Иван Варшавский.
«Для того мы и работали, чтобы людям было удобнее и в отпуск ехать, и вообще Россию посмотреть. Особенно якуты. Они редко когда выезжали. Говорят, какая красота добираться! Без всяких сели. Если из Якутска, через Лену переплыли, и по всей России, куда хочешь. Хочешь — на Хабаровск, на Благовещенск, хоть на Москву. Куда хочешь, туда и езжай», — говорил Герой Социалистического Труда Иван Варшавский.
После Всесоюзной стройки уроженец Одесской области Иван Варшавский остался в Тынде. В прошлом году получил звание «Почетный гражданин Амурской области». Александр Бондарь, также выходец с Украины, трудился в Якутии, где тоже был признан почетным гражданином. Два с половиной года назад он скончался в Подмосковье. Но даже после смерти вернулся на БАМ: согласно завещанию, часть его праха захоронили на легендарном разъезде Балбухта.
Виктория Сытенко Все новости по теме «К 50-летию БАМа» gtrkamur.ru/news/2024/02/28/362649