Набор в высоту: как идет призыв в новые войска беспилотных систем
Богдан Степовой Фото: ИЗВЕСТИЯ/Богдан Степовой
Использование стратегических летательных аппаратов типа «Герань», ударных fpv-коптеров, наземных робототехнических комплексов, морских и речных безэкипажных катеров — всё это зона ответственности новых войск беспилотных систем, формирование которых началось в прошлом году. Набор желающих служить в них сейчас идет во всех регионах страны. Среди добровольцев много молодых людей, стремящихся освоить самую современную технику. Их привлекает возможность не только помочь в выполнении целей СВО, но и получить перспективную профессию, которая поможет найти хорошую и интересную работу в дальнейшем.
Очередь на подписание контракта
В московском пункте отбора на военную службу на улице Яблочкова с самого утра многолюдно. Первым делом кандидаты заполняют заявления на службу по контракту, получают талончик с номером и ждут вызова в кабинет 101, где им заводят личные дела. Электронная очередь ничем не отличается от тех, что нам знакомы по МФЦ и другим подобным учреждениям, — на табло загорается номер талончика, и ты идешь оформляться.
Среди кандидатов в основном молодые парни. Пока есть время, они знакомятся друг с другом, спрашивают, кто откуда родом и куда собирается пойти служить.Все стараются выглядеть максимально солидно и сохранять спокойствие, но волнение всё равно чувствуется. Алексей Салчак приехал из Тувы. Ему 18 лет, но у него за плечами уже есть художественный техникум, где он получил профессию камнереза.
— В армию я хотел всегда, еще с кадетского корпуса, где учился, — рассказывает он. — У меня и старший брат — участник специальной военной операции. Он служит в Воздушно-десантных войсках снайпером больше двух лет. Недавно за боевую работу получил медаль Жукова. Приезжал, много рассказывал о службе. Когда я решил идти в армию, он рекомендовал беспилотные войска, сказал, что они очень современные и перспективные.
У Алексея есть мечта — он хочет стать оператором тактического БПЛА, чтобы в зоне СВО встретиться с братом.
— Я бы с помощью дрона вел разведку, искал бы цели для него, — признается он.
Спрашиваю, как к его решению добровольно пойти служить, отнеслись в семье. Алексей несколько секунд молчит, но потом всё честно рассказывает.
— С отцом был серьезный разговор. Он считал, что мне рано участвовать в СВО, молодой еще, — говорит парень.
— И чем всё закончилось?
— В итоге он понял, что это не блажь, и благословил.
Иван Рождественский из Хабаровского края рассказывает, что он долго присматривался и думал, прежде чем подписать контракт.
— Много моих друзей принимает участие в боевых действиях, — объясняет он. — Они приезжают в отпуска и рассказывают, как обстоят дела на фронте, что с бытовыми условиями. И я в итоге принял решение — иду.
Он мог бы пойти работать в IT-компанию, но выбрал армию.
— Сейчас мы должны встать на защиту Родины, — уверен он.
Современная техника и хорошие перспективы
— Мне дроны понравилось, и я осознанно иду с ними работать, — говорит доброволец Дмитрий Размыслов.
Он признается, что привязанность к технике, которую еще недавно он видел только в фантастических фильмах, у него возникла после первого же запуска дрона.
На рыбалке знакомые ребята дали порулить небольшим коптером, и он понял, что это его.
— Всё-таки испытываешь незабываемые ощущения во время полета. В компьютерных игрушках всё очень похоже на действительность, но это всё равно подделка, — объясняет Дмитрий.
Из разговоров понятно, что молодых людей сильнее всего привлекает возможность освоить самую новую технику и получить профессию, которая потом будет востребована на гражданке.
— Думать надо и о том, как будешь жить после СВО, а тут еще в армии станешь специалистом, который будет востребован в новой, бурно развивающейся отрасли, — говорит Дмитрий.
Специальное тестирование
В зале для ожидания есть небольшая библиотека, чтобы кандидаты могли скоротать время. Книги, как правило, героические и подобраны со знанием дела: на полках стоят «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и даже «Илиада» Гомера.
Дмитрий выбирает «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка и листает книгу, пока его не вызовут.
— Здесь про боевое братство хорошо написано. И у нас на передовой все друг друга защищают. Хорошее подразделение — это хороший коллектив. Хочу поскорее в такой попасть, — улыбается он.
На оформление личного дела уходит не более получаса. Дальше добровольцев ждут военно-врачебная комиссия, психологическое тестирование, а также выполнение специальных заданий на симуляторах FPV-дронов. Упражнения помогают выяснить, насколько хорошо у кандидата развиты вестибулярный аппарат и мелкая моторика рук, что важно при управлении беспилотниками любых типов.
По итогам такого тестирования определится, будет ли доброволец направлен на обучение по специальности «оператор дрона» или освоит военную профессию инженера или техника БпС, обслуживающего роботизированные системы.
Ребята признаются, что для них важно, что они могут подписать контракт на срок от одного года, а дальше уже решат, продолжать службу или нет. Хотя, конечно, уверены, что у них всё получится.
Зачисление проходит в течение одного дня. После отбора добровольцев ждет курс обучения от месяца и больше в зависимости от типа беспилотного комплекса или аппарата, с которыми им предстоит работать, и только потом перевод в боевые части.
— У молодых ребят возможность стать бойцом войск БпС вызывает большой интерес, — рассказал офицер пункта отбора, лейтенант Михаил Христинин. — Привлекает, конечно, современная техника, а также возможность обучения у инструкторов, имеющих боевой опыт. Немаловажно и то, что все они отслужат свои контракты в войсках БпС, в другие части их не переведут.
После окончания СВО все ребята обязательно будут востребованы в МЧС, пожарных службах, гражданских структурах и фирмах, уверен офицер.
Призыв в новые войска беспилотных систем вызывает серьезный интерес
