Любил людей всем сердцем
Воспоминания | Тында. Улица Депутатская. Панельная девятиэтажка московской серии. Глаза невольно смотрят на 3-й этаж. Сердце сжимается от боли – в окнах трёхкомнатной квартиры больше не горит свет. Именно там, где жил легендарный бригадир, истинный патриот столицы БАМа, Герой Cоциалистического Труда, почётный гражданин Амурской области и Тынды Иван Николаевич Варшавский.
В конце 2024 года у Ивана Николаевича случился инсульт. После продолжительного лечения в больнице он жил у своей дочери.
А раньше дверь квартиры Варшавского всегда была открыта гостям. Именно здесь года три назад началась наша тёплая дружба. Я пришла по редакционному заданию. Иван Николаевич очень любил потчевать гостей. Он был не только человек и строитель с большой буквы, но и кулинар. Его фирменные голубцы пробовали люди разных рангов и званий. Чуть позже он поделится со мной и нашими читателями своим эксклюзивным рецептом.
Стол в доме радушного хозяина всегда ломился от угощений. Кроме голубцов легендарный бригадир любил готовить картошку с котлетами, угощал своими соленьями, грибами, рыбой.
Иван Николаевич принимал с широкой душой любого гостя, для него не было высокого начальника и простого рабочего – все были равны. Он любил людей всем сердцем.
«Иван Николаевич, а у вас нет мороженого?» – однажды спросила я его.
«Мороженого? Вот чего нет, того нет, – улыбаясь, ответил он мне. – Любишь мороженое, что ли?» – «Ага. Очень!»
И вот на очередной нашей встрече у него дома он предложил заглянуть в морозильник. Я удивилась разнообразию обнаруженного там мороженого! «Вот, раз любишь, ешь сколько хочешь», – сказал он мне.
Спустя время Иван Николаевич вновь удивит меня. На мой день рождения он подарил пакет, доверху набитый моим любимым лакомством. Ветеран БАМа чувствовал людей и знал, как их осчастливить.
Однажды я привезла ему из отпуска башкирский мёд. Видеть его довольные глаза было счастьем.
В последний раз мы виделись 26 октября 2025 года. Я приехала навестить Ивана Николаевича с банкой мёда.
Он улыбнулся, и мы сели за стол, как в былые времена. Пили чай. После инсульта вести разговор ему было сложно – говорил он медленно, шёпотом. И ел мёд… Я шутила – он улыбался. Появилась слабая надежда, что когда-то снова пригласит на голубцы.
Но этого не случилось. Иван Николаевич ушёл из жизни 3 января.
Доброе и большое сердце бригадира перестало биться в той самой семиэтажной тындинской больнице, которая благодаря ему была капитально отремонтирована. В 2019 году Иван Варшавский обратился к Совету Федерации с просьбой помочь восстановить брошенное здание, и Валентина Матвиенко взяла этот вопрос на личный контроль.
Иван Николаевич до последнего радел за БАМ, за Тынду. Ему предлагали квартиры в центре России. Но он отказывался.
«Здесь моя жизнь, мои товарищи, моя семья. А там я кто? И с кем буду общаться?» – говорил он.
Варшавский успел увидеть величественный памятник строителям легендарной магистрали, открытый благодаря РЖД к 50-летию БАМа. Память о нём и его друзьях увековечена в бронзе… Его имя носит и один из тепловозов в Тынде. Только вот на дисплее телефона никогда уже не появится вызов с надписью «Варшавский»…
Алина Емельянова, корреспондент газеты «Дальневосточная магистраль»
