Трасса мужества: Абакан-Тайшет – подвиг строителей
9 декабря 1965 года был подписан акт о сдаче в постоянную эксплуатацию электрифицированной железной дороги Абакан — Тайшет.
Магистраль протяженностью 645 км соединила юг Красноярского края с Восточной Сибирью, связала месторождения железной руды с металлургическими комбинатами Кузбасса.
Изыскатели и строители работали в тяжелейших условиях. Каждый километр пути был испытанием: извилистая линия петляла через реки, горы и болота. Зимой – 50-градусные морозы, летом – изнуряющая жара.
Экспедиция первопроходцев Сибгипротранса в составе Александра Кошурникова, Алексея Журавлёва и Константина Стофато обернулась трагедией: 5 октября 1942 года ее участники погибли в районе реки Казыр.
В честь трудовой доблести создателей дорога получила имя «Трасса мужества».
При проектировании линии применялся передовой для того времени метод аэросъемки. Ключевую часть работ в 1949 – 1953 годах провели специалисты «Трансаэропроекта», впоследствии вошедшего в состав «Ленгипротранса» (сегодня – часть холдинга НПС).
Съемка велась с использованием аппарата РМК с объективом «Топогон». Затем отдел аэрофотоизысканий «Ленгипротранса» выполнил стереофотограмметрическую обработку материалов. Точные карты и планы в масштабах 1:10000 и 1:15000, кропотливо созданные ленинградцами, стали топографической основой для итогового проекта сложнейшей трассы.

