ТОННЕЛИ ВЫВОДЯТ НА СВЕТ
фото: Аркадий Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
ДВИЖЕНИЕ ПО САМОМУ ДЛИННОМУ В РОССИИ СЕВЕРОМУЙСКОМУ ТОННЕЛЮ БЫЛО ЗАПУЩЕНО 22 ГОДА НАЗАД, 5 ДЕКАБРЯ 2003-ГО. СООРУЖЕНИЕ ДЛИНОЙ БОЛЕЕ 15 КМ СТРОИЛИ ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА.
СЛОЖНАЯ ЛОКАЦИЯ
В конце 1960-х годов были проведены изыскания в области Северо-Муйского хребта в Бурятии. Проработали около 20 вариантов прохождения магистрали. В итоге утвердили вариант тоннеля через наиболее подходящее место – Ангараканское седло.
Подготовительные работы по сооружению тоннеля были начаты в 1975 году. Изначально строительство планировалось завершить к середине 80-х, но позднее сроки пришлось передвинуть. Работы осложняла высокая сейсмическая опасность района хребта (в данной местности бывают землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера). В книге «Геология и сейсмичность зоны БАМ. Сейсмогеология и сейсмическое районирование» (составлена под руководством члена-корреспондента АН СССР Виктора Солоненко) отмечалось, что Верхнеангарско-Муйская горная перемычка, через которую проходит тоннель, является наиболее сейсмически активной точкой в регионе. Уже во время строительства тоннеля было зафиксировано более 1500 землетрясений.
Для возведения сложного объекта требовалось много времени и усилий. В апрельском номере научно-популярного журнала «Природа» за 1987 год сообщалось, что на выездной сессии Научного совета АН СССР в сентябре 1978 года была обоснована необходимость создания обходных путей.
Спустя три года началось строительство Северомуйского обхода – ветки длиной 24,6 км, первый состав по которой прошёл в марте 1983-го. Ландшафт был серьёзной помехой для быстрого пропуска поездов. Поэтому грузовые поезда расцепляли на несколько частей, каждую из которых тянул тепловоз. Пассажирское движение на участке и вовсе было запрещено из соображений безопасности: людей перевозили в вахтовых автобусах по автодороге неподалёку.
Вторую обходную ветку строили в 1985–1989 годах около реки Итыкит. Из-за извилистости пути и большого уклона скорость движения поездов по участку составляла 20 км/ч. Через реку был возведён Чёртов мост длиной 360 м. Своё название он получил из-за лёгкого покачивания во время движения по нему.
Большая часть работ по строительству Северомуйского тоннеля была выполнена с 1977 по 1991 год – в то время тоннельный отряд № 16 проложил более 13 км. В сложный для страны период объём работ сократился, однако создание объекта продолжалось. В декабре 2001 года по тоннелю прошёл первый поезд, но постоянная эксплуатация началась только спустя два года.
СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ…
Строительство Северомуйского тоннеля помогло сделать новые научные и технические открытия и внедрить технологии, аналогов которым нет в мире. Например, был впервые применён метод проходки с заморозкой термальных вод.
Одна из особенностей тоннеля – в целях поддержания внутреннего микроклимата он закрывается воротами. Летом ворота открыты, а зимой открываются только для пропуска поездов. Для каждого сезона предусмотрен свой режим вентиляции.
В июне 2012 года тоннелю было присвоено имя начальника управления «Бамтоннельстрой» Владимира Бессолова, под руководством которого проходило строительство сооружения.
Кстати, тоннель сократил время в пути с двух часов до 15 минут.
Запланировано создание второго Северомуйского тоннеля. Ожидается, что после завершения модернизации путей и инфраструктуры пропускная способность БАМа возрастёт до 270 млн тонн.
СЕМЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЧУДЕС РОССИИ
Железнодорожные тоннели помогают укрощать суровую природу и обеспечивают движение поездов в местностях с непростым рельефом, являясь важными звеньями в логистике, пассажирских перевозках и развитии регионов страны.
Большая часть самых длинных тоннелей расположена на БАМе и Северо-Кавказской магистрали. В подборке – семёрка самых протяжённых железнодорожных тоннелей.
Второе место после Северомуйского занимает тоннель под рекой Амур, запущенный ещё во время Великой Отечественной войны, в 1942 году (его длина составляет 7198 м). Через два года по нему начались перевозки грузов для военных действий против Японии. Затем тоннель почти 20 лет был на консервации. В 1964 году его стали использовать для пропуска грузовых, а с начала 1980-х и пассажирских поездов.
Третье место делят между собой два Байкальских тоннеля на участке Кунерма – Северобайкальск (6685,6 и 6682 м). Первый был запущен в 1985 году, а второй – спустя почти четыре десятилетия, в 2021 году. Он поднял пропускную способность участка Лена – Северобайкальск.
Четвёртое место – тоннель на совмещённой автомобильно-железной дороге Адлер – Красная Поляна длиной 4565 м. Ещё один тоннель в этом районе имеет длину 2864 м. Они были построены в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года для доставки участников и гостей спортивных мероприятий.
Пятое место занимает новый Кузнецовский тоннель Байкало-Амурской магистрали, длина которого составляет 3890 м. Его проложили в 2008–2012 годах через горный хребет Сихотэ-Алинь.
На шестом месте – Лысогорский тоннель Северо-Кавказской железной дороги (открыт в 1979 году). Он находится на линии Краснодар – Туапсе и служит важным звеном в пассажирском сообщении у побережья Чёрного моря. Тоннель длиной 3200 м проходит под склонами горы Ватепси в Туапсинском районе Краснодарского края. В 2020 году он был отремонтирован.
Замыкает список Манский тоннель на линии Абакан – Тайшет длиной 2486,7 м (первая ветка построена в 1961–1963 годах). Длина второй ветки, построенной в 2014 году, составляет 2460,6 м. Расстояние между ветками составляет 59 м.
Никита Бондарович
на фото: Северомуйский тоннель расположен на перегоне БАМа Итыкит – Окусикан
