В Москве отметили 50-летие с начала возведения Байкало-Амурской магистрали
Фото: РИА Новости/Роман Денисов
Юбилейное знамя Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в честь 50-летия с начала одной из самых масштабных строек Советского Союза 17 февраля передали новым студенческим отрядам в Москве. Корреспондент «Известий» Денис Воробьев рассказал о строительстве дороги, история которой ведет прямо в будущее.
Полвека прошло с отправки с Ярославского вокзала столицы первой группы студентов на БАМ. Это была целая эпоха успешного покорения вечной мерзлоты. Студотряды сменили парадную форму на рабочую и отправились валить деревья в глухом лесу, жить в палатках и спасаться частушками. Они заживут в общежитии только через полгода.
Первый секретарь райкома Тынды, столицы БАМа, Виктор Муконин рассказал, что повидал на стройке всю советскую культуру и эстраду.
«Я вряд ли бы за такое короткое время увидел, услышал и пообщался с такими артистами. Это о культуре говорим. К нам приезжал Большой театр, выступал Иосиф Давыдович Кобзон», — поделился первый секретарь Тындинского горкома Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) с 1983 по 1987 год.
Великую стройку в СССР посетил и американец Дин Рид, который быстро стал кумиром толпы. Певец и киноактер посвятил чуть ли не гимн железной дороге. Его пластинки разлетелись миллионными копиями по коммунистическим странам.
Сотни тысяч студентов получали профессии, играли свадьбы прямо на стройке и возводили города в тайге. Идейно дорога длиной 4 тыс. км должна была собрать все народы государства. Сегодня общее наследие перешло в руки нового поколения бамовцев. По словам студента Андрея Зарецкого, на стройке хорошо себя проявляли себя даже новички.
«Много кто хотел прикоснуться к этой истории, поехать именно на БАМ, на восточный полигон нашей страны. У нас в отряде было много новичков-первогодок, но все ребята хорошо себя проявили, были заряжены и готовы работать», — рассказал он.
Грандиозная стройка по современным меркам обошлась Советскому Союзу в 1 трлн рублей. В РЖД заявили, что проложить такой же километраж для БАМа 2.0 за ближайшие 10 лет позволяют инвестиции. Гендиректор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров заверил, что стройка не прекращается.
«Учитывая новые технологии, новые локомотивы, систему управления, объем возможности перевозки груза будет в три раза больше, чем в те времена, когда строился БАМ. При этом стройка не прекращается», — заявил он.
В настоящее время наблюдается курс на Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, к 2035 году объем перевозок на Восток должен составить 210 млн т, однако не исключается цифра и в 300 млн. Для этого на отдельных участках восточного полигона уже расшивают «узкие места». В этом сезоне около 4 тыс. человек поедут в города, где зарождался БАМ.
Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола — железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Магистраль стала одним из самым дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР. Целью ее строительства было освоение природных богатств областей, по которым она была проложена.