Архитектура в условиях вечной мерзлоты: поселки и вокзалы на БАМе от «Ленгипротранса»
Одной из самых ярких страниц в истории АО «Ленгипротранс» (входит в «Нацпроектстрой») стало участие в проектировании Байкало-Амурской магистрали (БАМ) — грандиозного транспортного проекта XX века. Институт сыграл ключевую роль в создании центрального участка Чара — Тында протяженностью 631 км, взяв на себя проектирование не только железнодорожной линии, искусственных сооружений, депо, вокзалов, но и социальной и жилищной инфраструктуры — поселков, общественных зданий, жилых домов.
После выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1967 года о возобновлении работ на БАМе, «Ленгипротранс» приступил к активной фазе проектирования, которая продолжалась вплоть до 1984 года.
Перед архитектурно-строительным отделом института была поставлена сложнейшая задача: спроектировать вокзалы, жилые и общественные здания для четырех станций — Икабья, Хани, Олекма и Чильчи. Работы, стартовавшие 1972 году, возглавил главный инженер проекта Н.Н. Голубев. Составление плана на основе изысканий 1967–1970 годов было сопряжено с беспрецедентными вызовами: вечная мерзлота, сейсмичность 7–9 баллов и полное отсутствие готовых научных методик для строительства в таких условиях. Опыт и наработки «Ленгипротранса» впоследствии легли в основу руководящих документов Министерства транспортного строительства, став ценным вкладом для всей отрасли.
Генеральные планы поселков предусматривали создание удобной и функциональной среды: привокзальная площадь с общественными зданиями и жилая зона, расположенная в пешей доступности от станции, но в соответствии с санитарными нормами.
Масштаб работ впечатляет: на участке Чара — Тында было запроектировано 1207 производственных, служебно-технических и вспомогательных зданий, а также 198 жилых домов и объектов социально-культурного назначения.
Особого внимания заслуживают вокзальные комплексы. «Ленгипротранс» выполнял как технологическую, так и архитектурную часть проектов, благодаря чему на магистрали появилась серия уникальных вокзалов. Эти здания стали не просто функциональными узлами, но и оригинальными архитектурными памятниками, олицетворяющими эпоху освоения БАМа. За архитектурную часть отвечали архитекторы М.А. Сатаев, В.Н. Есеновский, П.А. Ашастин; за технологическую инженеры-конструкторы И.И. Казарновский, И.М. Паршин, К.Н. Кемпинский, М.А. Панова, Г.Ф. Прошина, Г.Я. Хоромецкая.
Творческий коллектив института в 1976 году стал обладателем призовых мест по итогам конкурса архитектурное решение вокзалов на БАМе, проводимом Госгражданстроем при Госстрое СССР, Министерством путей сообщения, Минтрансстроем и Союзом архитекторов СССР.
Этим поселкам уже полвека, но время здесь будто застыло, сохранив тот самый задор и романтику легендарной стройки.
(https://pub-da3a607cc3d643ffaa67028e564144f3.r2.de...Архитектура в условиях вечной мерзлоты: поселки и вокзалы на БАМе от «Ленгипротранса»
Одной из самых ярких страниц в истории АО «Ленгипротранс» (входит в «Нацпроектстрой») стало участие в проектировании Байкало-Амурской магистрали (БАМ) — грандиозного транспортного проекта XX века. Институт сыграл ключевую роль в создании центрального участка Чара — Тында протяженностью 631 км, взяв на себя проектирование не только железнодорожной линии, искусственных сооружений, депо, вокзалов, но и социальной и жилищной инфраструктуры — поселков, общественных зданий, жилых домов.
После выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1967 года о возобновлении работ на БАМе, «Ленгипротранс» приступил к активной фазе проектирования, которая продолжалась вплоть до 1984 года.
Перед архитектурно-строительным отделом института была поставлена сложнейшая задача: спроектировать вокзалы, жилые и общественные здания для четырех станций — Икабья, Хани, Олекма и Чильчи. Работы, стартовавшие 1972 году, возглавил главный инженер проекта Н.Н. Голубев. Составление плана на основе изысканий 1967–1970 годов было сопряжено с беспрецедентными вызовами: вечная мерзлота, сейсмичность 7–9 баллов и полное отсутствие готовых научных методик для строительства в таких условиях. Опыт и наработки «Ленгипротранса» впоследствии легли в основу руководящих документов Министерства транспортного строительства, став ценным вкладом для всей отрасли.
Генеральные планы поселков предусматривали создание удобной и функциональной среды: привокзальная площадь с общественными зданиями и жилая зона, расположенная в пешей доступности от станции, но в соответствии с санитарными нормами.
Масштаб работ впечатляет: на участке Чара — Тында было запроектировано 1207 производственных, служебно-технических и вспомогательных зданий, а также 198 жилых домов и объектов социально-культурного назначения.
Особого внимания заслуживают вокзальные комплексы. «Ленгипротранс» выполнял как технологическую, так и архитектурную часть проектов, благодаря чему на магистрали появилась серия уникальных вокзалов. Эти здания стали не просто функциональными узлами, но и оригинальными архитектурными памятниками, олицетворяющими эпоху освоения БАМа. За архитектурную часть отвечали архитекторы М.А. Сатаев, В.Н. Есеновский, П.А. Ашастин; за технологическую инженеры-конструкторы И.И. Казарновский, И.М. Паршин, К.Н. Кемпинский, М.А. Панова, Г.Ф. Прошина, Г.Я. Хоромецкая.
Творческий коллектив института в 1976 году стал обладателем призовых мест по итогам конкурса архитектурное решение вокзалов на БАМе, проводимом Госгражданстроем при Госстрое СССР, Министерством путей сообщения, Минтрансстроем и Союзом архитекторов СССР.
Этим поселкам уже полвека, но время здесь будто застыло, сохранив тот самый задор и романтику легендарной стройки.