«Дорога железная, люди золотые»: о трудовых подвигах строителей БАМа
«Дорога железная, люди золотые». БАМ — символ мужества советского народа. Трудный рельеф, капризы природы — участникам стройки все было нипочем. Они едва ли ни каждый день совершали трудовые подвиги, прокладывая рельсы, тоннели, строя разъезды, мосты. О подвигах бамовцев рассказываем в спецпроекте ГТРК «Амур», посвященном 50-летию магистрали.
Масштабная задача, сложные погодные условия, люди, которые без тени страха преодолевают любые трудности. Только это не киноперсонажи, а реальные герои БАМа. Бригада Александра Бондаря, которая в 1984 году уложила почти 5 с половиной километров полотна за сутки, установив мировой рекорд.
Коллега и друг Бондаря, не менее прославленный бамовец Иван Варшавский, с которым они вместе участвовали в стыковке «золотого звена», помнит о тех временах всё. Как вопреки изнуряющей жаре и гнусу летом, экстремальным морозам, пронизывающему ветру зимой они 10 лет вели дорогу навстречу друг другу.
«Работали как — зимой мороз за 50. Полушубки снимаешь, вручную костыли забираешь, рельсы, шпалы таскаешь. На тебе куржак там сзади, пот — все это в снегу, в куржаке. Потом перекур, в вагончик зашёл, обогрелся. Не то, что обогрелся — ты разогретый, а просто, чтобы маленько отдохнуть», — вспоминает Герой Социалистического Труда Иван Варшавский.
Отчаянные первопроходцы. Прокладывая путь поездам, бамовцы сами твердо шли вперед — через леса, реки, луга. Вот как описывали один из один отрезков пути в районной газете «Авангард».
Газета «Авангард» от 4 января 1972 г.
Местность сильно пересеченная. В частности, придется одолеть Янканский хребет. Много марей, болот. Только мостов разной длины, в том числе сравнительно больших, предстоит построить 191.
Самые экстремальные работы велись в горах, где их осложняли оползни и обвалы. Бесстрашных строителей атаковали подземные потоки. Под таким натиском природы ломалась лучшая техника, но люди выстояли.
«Так называемый Нагорный тоннель — это единственный тоннель, построенный возле станция Нагорная, в условиях вечной мерзлоты. Он был построен в 1977 году. В том же 1977 году началось строительство Северомуйского тоннеля. Тоннель этот строился больше 20 лет. И его строительство было окончено только в 2001 году, а сдан он в эксплуатацию в 2003 году. Некоторые говорят, что только тогда БАМ и закончили строить», — рассказывает главный архивист отдела Государственного архива Амурской области Андрей Гаршин.
Как бы ни было трудно, путеукладчики, связисты, водители и другие участники всесоюзной стройки не жаловались, ставили новые рекорды, соревновались друг с другом, зная, что на них равнялся весь Советский Союз.
Газета «Авангард» от 26 октября 1974 г.
Сдав под укладку 85-86 километры железной дороги БАМ-Тында, механизаторы колонны перешли на следующий участок — 95-97 км. Сейчас они ведут здесь земляные работы, опережая график запланированных работ.
Газета «Авангард» от 24 января 1980 г.
Упорство… Его не занимать ребятам. В декабре на 1 545 километре надо было до 10 декабря сдать трубу под засыпку. А участок сложный. Выкопали котлован, работали, если опять же надо, круглосуточно. И за две недели построили эту трубу. Хотя зимой на это нужен минимум месяц.
В общей сложности бамовцы построили более 4300 мостов, 8 тоннелей общей протяженностью свыше 25 километров. И всегда восхищались великолепной природой мест, где работали.
«Дедушка сказал, что если вы приедете с донских степей, вы увидите эту природу, эту тайгу непроходимую, эту всю красоту, вас отсюда палкой не выгонишь. Говорит, поверьте моему слову. Так и получилось. Я так влюбился, я письма такие домой писал. Мне так хотелось, чтобы все увидели то, что я увидел. Такую красоту. Меня ребята сразу взяли на рыбалку, на охоту ездили. Это как сказка!» — делится строитель БАМа Виктор Кузнецов.
«Главное — это оставить след в жизни. Свой след они оставляют. Это дорога,» — писали полвека назад журналисты. И добавляли: «Бамовцы — золотой фонд нашей страны».
— Вот этот суровый край, он объединяет, сближает людей. Как-то вот, казалось бы, — суровый такой, залез в хату и не выходи. Неа.
— Ну, бамовцы — какая-то особенная категория людей. Есть мысль, в общем-то, через 25 лет встретиться. И уж наверняка, когда встретимся: «Был на БАМе? Был. Значит свой!»