Бамовские рельсы Сталинграда
В новом выпуске Летописи БАМа вы узнаете, как в 1942 году бамовские рельсы были переброшены на строительство Волжской рокады, сыгравшей важнейшую роль в битве на Волге.
Сталинградская битва навсегда останется в памяти, как одно из самых кровавых и жестоких сражений в истории человечества.
Географически далёкий от происходящих событий Дальний Восток, также как и вся страна, принимал участие в сражении за город на Волге. Свой огромный вклад в разгром врага внесли и железные дороги востока Советского Союза.
В 30-х годах прошлого века, в обстановке строгой секретности, началось строительство новой магистрали – БАМ. Но строительство оборвала война.
Тяжёлая обстановка в декабре 1941 — начале 1942 года, сложившаяся на юго-западном направлении, заставила советское руководство планировать строительство новой железнодорожной ветки. Она получила название Волжская рокада. Начальником строительства был назначен заместитель начальника строительства БАМа инженер Фёдор Алексеевич Гвоздевский.
НКВД СССР подготовило приказ, согласно которому демонтажу подлежали рельсовые пути Бамовская-Тында и Известковая-Ургал.
Материалы верхнего строения пути, а также отдельные элементы мостов, семафоры, стрелочные переводы, телефонные аппараты и прочее оборудование в срочном порядке переправлялось на строительство Волжской рокады.
Все это позволяло сэкономить время, так как большинство рельсопрокатных заводов уже перешли на производство необходимой фронту продукции. Вместе с материальными ресурсами на запад перебрасывались и ресурсы людские — инженерный состав, военные строители, а также заключённые и охрана. Всё это следовало к местам назначения со скоростью и на правах воинских эшелонов.
И отдал БАМ всё Сталинградскому фронту,
Металлом своим Сталинграду помог.
Все рельсы, что здесь до войны проложили,
Отправили к Волге, рокаду стелить.
Они нашей славной Победе служили,
Для БАМа же новые начали лить.
Анатолий Пугаченков
Седьмого августа по Волжской рокаде пошли поезда — Сталинград получил связь с железнодорожной сетью страны. К тому времени все другие дороги на Сталинград с запада были перерезаны.
Генерал-майор инженерной службы Фёдор Гвоздевский, после окончания войны, вновь вернулся на БАМ, где возглавил строительство его Западного участка от Тайшета до Усть-Кута. Своей биографией он связал воедино судьбу Сталинграда и далёкой Байкало-Амурской магистрали.
МБУК «Тындинская центральная городская библиотека» . zbstynda.amur.muzkult.ru/news/106830789