Сотни тысяч комсомольцев участвовали в строительстве БАМа

03:24
-
Сотни тысяч комсомольцев участвовали в строительстве БАМа

Видео Смотрим / Видео Дзен / Фото

Полвека назад Приамурье прогремело на весь мир — в 1974-м масштабно развернулось возрождение БАМа. Трудовую эстафету принимают комсомольцы. О том, с каким энтузиазмом молодежь строила магистраль, — в нашем материале.

Середина 70-х. Молодежь всего СССР испытывает настоящий восторг. Эйфория пришла после 17-го съезда ВЛКСМ, где Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

«Первопроходцам придется проложить трассу, которая откроет путь к сокровищам Дальнего Востока, даст жизнь новым городам и селам», — трубили в те годы газеты, радио и телевидение. Однако миссия БАМа заключалась не только в этом.

«Надо сказать, что основное назначение Байкало-Амурской железной дороги — это, конечно, военно-стратегическое. Как бы там ни говорили о создании территориально-промышленных комплексов, освоении трассы БАМа, вся таблица Менделеева. Основная причина строительства БАМа — это обострение отношений с Китаем в 60-х годах», — говорит главный архивист отдела использования архивных документов Государственного архива Амурской области Андрей Гаршин.

Новые изыскательские работы стартовали в 1967-м. Затем было сформировано управление «БАМстройпуть». А в 72-м, за 2 года до пышного старта, в поселки Сковородино и Тындинский прибывают первые коллективы рабочих, которые готовят все для приема армии комсомольцев — возводят производственные базы, временные дома. Вновь начинают строить магистраль, восстанавливая разобранный в годы Великой Отечественной отрезок пути Бамовская — Тындинский, соединение дублера и Транссиба.

А в 74-м за дело массово взялись уже опытные строители, военные железнодорожники, комсомольцы, которые прошли строгий отбор. Присоединиться к стройке века изо всех сил пытались и обычные добровольцы.

— Вот здесь мой чемодан, с которым я приехал на БАМ. Я его берегу.

Это вполне мог быть музейный экспонат. Чемодану 47 лет. Столько Жанабай Жулкубаев (он просит называть себя дядя Коля) живет на БАМе. Чистокровный казах в 75-м собрал вещи и, вопреки опасениям родни, отправился из Челябинской области на Дальний Восток строить магистраль и свое будущее. Говорит, когда приехал, месяц не мог найти работу водителем, такая была конкуренция. Ведь платили в 5 раз больше, чем дома. В итоге он устроился в трест «Мостострой-10». Сначала ему дали ГАЗ-51, а потом — немецкий самосвал. Возил все, что требовалось бригадам. Изъездил весь БАМ. К слову, в свои почти 70 он до сих пор за рулем.

«Берут таких мужиков, а я что — такой пацан, 22 года мне, худенький, щупленький, я и сейчас такой. На меня посмотрят, скажут: «Ты чего? Ты же убежишь, здесь холодно». Я говорю: «Не убегу, я с Урала». Асфальта тогда не было, зимой ездили по зимнику, то есть зимник — это по льду, по речке», — рассказывает Жанабай Жулкубаев.

БАМ стал настоящим примером интернационализма, где все чувствовали себя на равных.

«Все, что у нас в Советском Союзе было, все здесь присутствовали. Но лично на котельной у нас работало 70% всех. Азербайджанцев у нас очень много было, грузины, узбеки, таджики у нас работали. Потом очень много у нас было прибалтов, и Эстония была. Даже были немцы из Казахстана», — рассказывает строитель БАМа Виктор Кузнецов.

Бригады трудились на центральном, восточном и западном участках магистрали, прокладывая свои участки, преодолевая колоссальные препятствия. Конечно, были те, кто возвращался домой, но основная часть была непоколебима.

— Люди верили, что они делают очень большое дело. К тому же БАМ гремел по всей стране, было очень почетно сказать, что я живу на БАМе или я строю БАМ.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!